— Папа, и все-таки здорово, что мы пришли в Третьяковскую галерею, хоть я сначала и ленился. Тут так много интересного! Вот, к примеру, картина «Лунная ночь на Днепре» выглядит так, будто создана при помощи компьютерной графики.
— Да, лунный свет на картине Архипа Куинджи выглядит эффектно, Серёжа.
— Михаил Викторович, какая приятная встреча! Здравствуйте!
— Глазам не верю! Сергей, нам с тобой невероятно повезло! Знакомься, Маргарита Константиновна — искусствовед, преподаватель. Сейчас трудится смотрительницей Третьяковской галереи. Мы с ней вместе преподавали в ВУЗе.
— Добрый день, рад знакомству!
— Взаимно, Серёжа! Всегда радуюсь, когда вижу искренний интерес к искусству, особенно у молодого поколения. Могу подробнее рассказать о картине, если есть желание.
— Ещё бы! Конечно есть!
— Осенью 1880 года Куинджи представил картину «Лунная ночь» в Санкт-Петербурге. Полотно было выставлено в затемненном помещении зала, на него был направлен единственный луч искусственного света.
— Художник явно умел произвести впечатление на зрителя!
— Ещё как, Михаил Викторович! Главным источником света на полотне является, конечно, луна. Она освещает мягкую воду Днепра и его берег своим серебристо-зеленоватым светом.
— Видны также редкие дома, заросли травы, деревья... Пространство картины будто уходит вглубь. Людей нет... Интересно, как картину приняла публика?
— Люди выстаивали длинные очереди, чтобы посмотреть на неё. Эффект, светящейся луны произвел абсолютный фурор. Некоторые скептики даже заглядывали за раму — проверяли, нет ли там лампочки.
— Неудивительно, я бы тоже проверил!
— Когда-то давно читал, что Архипа Куинджи называли художником света. Всю жизнь он оттачивал мастерство светопередачи.
— Это мастерство оценил Великий князь Константин Константинович Романов и приобрёл «Лунную ночь на Днепре» для личной коллекции.
— Ничего себе! Купил!? Наверное, это стоило ему больших денег.
— Больших, Серёжа. Для картины эта покупка имела губительные последствия. Князь везде возил её с собой в морских поездках и от влажного соленого воздуха краски заметно потускнели.
— Как жаль! Представить сложно, как полотно выглядело в первоначальном варианте, если даже сейчас оно настолько сильно поражает воображение...
— Этот задумчивый, мистический, гоголевский пейзаж, правда, затрагивает тонкие струны души.
— Художник Илья Репин о «Лунной ночи на Днепре» говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине», а потом уходили в слезах. Дословно его слова звучат так: «Некоторые верующие, в минуты нахождения перед картиной, жили своими лучшими чувствами». Поэтому всегда радуюсь, когда появляется возможность посетить Третьяковскую галерею и полюбоваться шедевром с такой интересной историей.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер