— Папа, и все-таки здорово, что мы пришли в Третьяковскую галерею, хоть я сначала и ленился. Тут так много интересного! Вот, к примеру, картина «Лунная ночь на Днепре» выглядит так, будто создана при помощи компьютерной графики.
— Да, лунный свет на картине Архипа Куинджи выглядит эффектно, Серёжа.
— Михаил Викторович, какая приятная встреча! Здравствуйте!
— Глазам не верю! Сергей, нам с тобой невероятно повезло! Знакомься, Маргарита Константиновна — искусствовед, преподаватель. Сейчас трудится смотрительницей Третьяковской галереи. Мы с ней вместе преподавали в ВУЗе.
— Добрый день, рад знакомству!
— Взаимно, Серёжа! Всегда радуюсь, когда вижу искренний интерес к искусству, особенно у молодого поколения. Могу подробнее рассказать о картине, если есть желание.
— Ещё бы! Конечно есть!
— Осенью 1880 года Куинджи представил картину «Лунная ночь» в Санкт-Петербурге. Полотно было выставлено в затемненном помещении зала, на него был направлен единственный луч искусственного света.
— Художник явно умел произвести впечатление на зрителя!
— Ещё как, Михаил Викторович! Главным источником света на полотне является, конечно, луна. Она освещает мягкую воду Днепра и его берег своим серебристо-зеленоватым светом.
— Видны также редкие дома, заросли травы, деревья... Пространство картины будто уходит вглубь. Людей нет... Интересно, как картину приняла публика?
— Люди выстаивали длинные очереди, чтобы посмотреть на неё. Эффект, светящейся луны произвел абсолютный фурор. Некоторые скептики даже заглядывали за раму — проверяли, нет ли там лампочки.
— Неудивительно, я бы тоже проверил!
— Когда-то давно читал, что Архипа Куинджи называли художником света. Всю жизнь он оттачивал мастерство светопередачи.
— Это мастерство оценил Великий князь Константин Константинович Романов и приобрёл «Лунную ночь на Днепре» для личной коллекции.
— Ничего себе! Купил!? Наверное, это стоило ему больших денег.
— Больших, Серёжа. Для картины эта покупка имела губительные последствия. Князь везде возил её с собой в морских поездках и от влажного соленого воздуха краски заметно потускнели.
— Как жаль! Представить сложно, как полотно выглядело в первоначальном варианте, если даже сейчас оно настолько сильно поражает воображение...
— Этот задумчивый, мистический, гоголевский пейзаж, правда, затрагивает тонкие струны души.
— Художник Илья Репин о «Лунной ночи на Днепре» говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине», а потом уходили в слезах. Дословно его слова звучат так: «Некоторые верующие, в минуты нахождения перед картиной, жили своими лучшими чувствами». Поэтому всегда радуюсь, когда появляется возможность посетить Третьяковскую галерею и полюбоваться шедевром с такой интересной историей.
Быть плохой. Екатерина Каштанова
Наверное в жизни каждого человека бывали случаи, когда мы тревожились о том, что про нас думают окружающие. Ну вот это:
— А что же скажут люди? Как я буду выглядеть в их глазах?
Мне всегда хотелось одобрения. Ведь я себя считала хорошим человеком. Но однажды произошла история, которая поменяла мой взгляд на этот вопрос.
Мы дружили с одним человеком много лет. Вместе проходили повороты жизни. Да, конечно, возникали и ссоры, и разногласия, но по-христиански мы это преодолевали. Ведь у нас есть прощение и снисхождение к недостаткам друг друга по заповеди Христа «носить бремена друг друга».
Но в какой-то момент жизни мы не поняли друг друга. Произошел конфликт. И мой добрый друг стал видеть меня злой. Он требовал заботы и любви, которые я не в состоянии была дать. Мои обстоятельства оказались так сложны, что я сама нуждалась в опоре вместо несения другого.
Не буду даваться в подробности. Тут главное, что я оказалась плохой для моего друга. А потом я увидела осуждающие взгляды наших общих знакомых.
Сначала мне это причинило боль. Ведь тут и гордыня оказалась задетой, и воспаленному тщеславию было место. Как это так, я такая хорошая, а меня осуждают? А потом я поняла. Нет, не надо людям ничего доказывать. Ведь излагая свой взгляд на конфликт, я уподоблюсь Хаму — открою грех другого человека. Уж лучше потерпеть осуждение. И, возможно даже клевету. Понести все это как лекарство.
В конфликте как правило есть доля вины каждой из сторон. Вот за свою долю вины я и решила не сопротивляясь понести боль от укоризненных взглядов окружающих. Я позволила себе быть плохой для кого-то. А подлинную долю моей вины знает лишь Господь. И со временем все расставит по местам. А я буду молиться, чтобы каждый увидел свой грех.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Про принятие себя. Мария Чугреева
Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не нужно расстраиваться или возмущаться, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости».
Действительно, мы можем быть недовольными, возмущаться поступками другого человека, и это явно грешно, не по- христиански. Но разве мы задумываемся над тем, что непринятие себя, своей греховности — еще более страшное духовное явление.
Я сама часто говорю; «как я могла так сделать?», как бы, не давая, себе права на ошибку. Но в этом то и заключается духовная проблема — тебе кажется, что какие-то вещи ты уже не совершишь, потому, что чего-то достиг или достигла в духовной жизни!
Еще более страшно, когда вслед за ошибкой испытываешь отчаяние, наступает уныние. Вовсе уходит молитвенный дух, ты уже считаешь, что обращение к Богу бессмысленно, и он тебя, грешную, не услышит. Но «сила Божия в немощи совершается». Мы не можем без помощи Господа избавиться ни от одного греха, не может преодолеть искушение. А лукавый в момент ошибки, проступка затягивает нас в водоворот страшных мыслей: «все бесполезно, я не спасусь, Бог меня не слышит».
Эта ситуация принятия себя, своей греховности по-разному была пройдена апостолом Петром и Иудой, Оба предали Христа, Но Петр покаялся, был оправдан, а после и прославлен Господом, а Иуда не мог по гордости признать свое грехопадение. И попрал самый главный Божий дар — жизнь.
Так и мы, как мне кажется, впадая в отчаяние и «непринятие» себя уничтожаем в себе образ Божий, попираем его замысел, предаем Его. И отходим от Бога, вместо того, чтобы после какого-то «промаха», именно так, как известно, переводится с греческого слово «грех», встать и пойти дальше к цели. А у христиан она неизменна — спасение души!
Дай Бог нам находить силы не поддаваться гордыне, а молиться Богу об осознании того, что мы всего лишь грешные люди...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Игоревская икона Божией Матери
Игоревский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Изображение передаёт исполненное безграничной любви общение Пречистой Девы и Её Божественного Сына. Младенец Христос прижимается щекой к лику Матери, а Она с нежностью склонила к Нему голову.
Название иконы связано с именем святого страстотерпца Игоря, благоверного князя Черниговского. Он жил в двенадцатом веке. Это было время междоусобных войн за Киевский престол между двумя ветвями династии Рюриковичей. В 1138 году к власти в городе с помощью интриг и военных действий пришёл Черниговский князь Всеволод Ольгович. Он игнорировал интересы жителей и настроил их против себя. А умирая, завещал престол своему младшему брату Игорю.
Киевляне принесли присягу новому правителю, но при этом слукавили. Они тайно призвали на престол Переяславского князя Изяслава и помогли ему завладеть городом. Дружину Игоря разбили, а сам он был вынужден скрываться. Беглеца взяли в плен и заточили в сруб без окон и дверей, вкопанный в землю. Пленник тяжело заболел и попросил у Изяслава позволения принять иноческий постриг перед смертью. Тот проявил милосердие, Игорь стал насельником Киево-Печерской лавры и прожил там год. Он строго держал монашеские обеты, дни и ночи проводил в молитве перед иконой Божией Матери.
Игорь был уже далёк от политики. Но в Киеве нашлись люди, которые решили расправиться с князем-иноком. Они ворвались в храм, где Игорь молился, и жестоко убили его. Церковь прославила мученика в лике святых. Икона Божией Матери, перед которой он предстоял в свой последний час, стала называться Игоревской.
Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. На протяжении веков по молитвам перед ней паломники получали от Богородицы утешение и помощь. Но во время фашистской оккупации в сороковые годы двадцатого века Игоревская икона бесследно исчезла, её местонахождение неизвестно до сих пор.
Однако в Москве, в Третьяковской галерее хранятся два списка чудотворного образа. Оба они выполнены в шестнадцатом веке по распоряжению митрополита Макария. Московский святитель благословил тогда сделать точные копии самых почитаемых на Руси икон. Игоревская была одной из них.
Все выпуски программы Небесная Заступница