— Даже не верится, Андрей, что ты меня вытащил из Москвы! Давно я никуда не ездил.
— Очень хотелось показать тебе Калужский областной художественный музей. Я уже не в первый раз сюда приезжаю. Коллекция живописи здесь просто замечательная.
— Вижу, вижу. Я и сам бы с удовольствием поездил по нашим провинциальным музеям. Сколько жемчужин в них можно найти! Но сейчас, сам знаешь, дела не пускают. Пополнение в семействе!
— Да, Виктор, ты у нас счастливый — в третий раз стал отцом!
— Это такая радость, Андрей, просто передать тебе не могу, как мы с женой счастливы.
— Понимаю, трудно высказать словами! Но, может быть, тебе поможет в этом картина художника Кирилла Викентьевича Лемоха «Родительское счастье»? Вот она, мы как раз к ней подошли.
— Что я говорил — в каждом музее есть свои жемчужины! Ты только посмотри, Андрей, какая красота! Ведь это полотно буквально светится!
— Недаром Кирилл Лемох известен как живописец, умевший отразить на холсте состояние человеческой души. Главная тема в творчестве художника — не просто быт крестьян, но печали и радости, которые открывают внутренний мир простых людей. Вот и на картине «Родительское счастье», которую художник написал в 1910 году, запечатлён особый момент из жизни простой крестьянской семьи.
— Да, какой момент! Родители радуются первенцу. Отец держит на руках сына — светловолосого мальчугана в белой рубашечке. Глава семьи смотрит на малютку вроде бы сдержанно, но всё равно не может скрыть своей радости — его глаза светятся теплотой. А материнское лицо лучится любовью и нежностью, и вся её фигура как будто сияет счастьем материнства. Так ухватить тончайшие эмоции и всю глубину чувств мог только очень большой мастер.
— Кирилл Викентьевич Лемох таким и был. Сейчас его имя незаслуженно забыто, а ведь он являлся академиком Императорской академии художеств, учил рисованию детей царя Александра III и хранителем художественного отдела Русского музея.
— А главное — потрясающим художником. Картина «Родительское счастье» притягивает взгляд какой-то невыразимой, духовной глубиной.
— Согласен с тобой, Виктор. Смотришь на это полотно, видишь свет в душе людей, которые, несмотря на все тяготы, невзгоды и бедность, умеют радоваться.
— А ведь ты прав, Андрей! Изба-то на картине совсем бедная. Но смотри, как интересно: в крестьянских избах из-за маленьких окошек почти всегда был полумрак. А здесь — повсюду свет!
— Возможно, таким образом художник хотел подчеркнуть, что рождение новой жизни — это чудо, дарованное Богом. И в нём — великая тайна и бесконечная радость. Недаром в Библии чадородие называется особым благоволением Божиим к человеку.
— А у самого художника были дети?
— Да, у Кирилла Викентьевича Лемоха была дочь, Варвара. Она вышла замуж за Владимира Менделеева, сына знаменитого учёного. Художник вообще очень любил детей. Он занимался благотворительностью, и постоянно делал пожертвования в пользу детских приютов. На средства Кирилла Лемоха при храме иконы Божией Матери «Знамение» в подмосковном селе Ховрино открылась церковно-приходская школа для крестьянских ребятишек.
— Извини, Андрей, что ухожу от темы, но я только сейчас заметил — картина, кажется, не закончена? По краям полотна хорошо видны не прорисованные участки.
— Я тебе больше скажу. Приглядись внимательно: над головою ребёнка виден черновой контур ещё одной детской головки. По-видимому, это свидетельство того, как художник искал варианты расположения фигуры мальчика на руках у отца.
— Да, теперь и я заметил! Как же это невероятно интересно — следить за творческим поиском мастера, который писал своё полотно больше ста лет назад!
— Согласен, лёгкая незавершённость только придаёт полотну Кирилла Лемоха «Родительское счастье» особую изюминку. Главное, что мысль свою художник высказал сполна: рождение ребёнка — огромная радость, дарованная человеку Богом.
Картину Кирилла Лемоха «Родительское счастье» можно увидеть в Калужском областном художественном музее.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.