— Бабушка, смотри, на этой картине самовар как у нас на даче!
— Борис Кустодиев. «На террасе». Надо же, сам Кустодиев! Не знала, что у нас в Нижегородском художественном музее есть его работы. Прекрасная картина! Такая светлая, душевная. Вечер, большая семья за столом на свежем воздухе, вокруг летняя зелень, берёзки. А самовар и правда, похож! Нашему уже почти сто лет, он ещё моей бабушке принадлежал.
— Помнишь, мы тоже летом стол выносили в сад и все вместе пили чай. Ты, я дед, мама, папа. Мне так понравилось!
— Конечно, чай мы тогда не из самовара пили, но всё равно было здорово. Разговаривали обо всём на свете. И правда, совсем как эти люди на картине. Так хочется узнать, кто же они такие.
— Прошу меня извинить, я стал невольным свидетелем вашего разговора. И, если позволите, мог бы немного рассказать вам о героях полотна Бориса Кустодиева «На террасе».
— Это же замечательно! Мы с удовольствием послушаем.
— Да! Расскажите, пожалуйста!
— Борис Михайлович Кустодиев написал эту картину в 1906 году. На ней он изобразил свою собственную семью: жену Юлию Евстафьевну, детей — сына Кирилла и дочь Ирину, их няню, а также свою сестру Александру с её мужем Василием Кастальским, в то время — дьяконом. Художник запечатлел момент из семейной жизни — отдых на даче под Костромой.
— А можно, можно, я угадаю, кто есть кто?
— Что ж, попробуй!
— Мне кажется, женщина в центре картины, которая разливает чай, — это жена художника. Она такая степенная. От неё веет домашним уютом. Успевает одновременно угощать собравшихся за столом и приглядывать за шалуньей-дочкой.
— Совершенно верно! Посмотрите, какой красивый на Юлии Евстафьевне наряд — платье такого фасона, с пышными оборками, называлось чайным. Вероятно, она нарядилась специально для семейного чаепития.
— Осмелюсь предположить, что женщина, которая подносит чашку к губам, — это сестра Кустодиева. А вот кто из двух мужчин её муж, а кто — сам художник, сказать затрудняюсь.
— Муж Александры Михайловны — это темноволосый молодой человек, сидящий у самовара. Очевидно, он что-то с увлечением рассказывает, а остальные его слушают. А вот самого себя Борис Михайлович изобразил рядом с супругой, и очень скромно — вполоборота.
— А на первом плане картины — дети. Просто не могу не сказать о том, какие же они красивые! Чуть дальше изображена супруга художника. И только потом — он сам. Мне кажется, в таком композиционном расположении что-то есть!
— Борис Михайлович Кустодиев очень любил свою семью. С Юлией Евстафьевной они прожили в счастливом браке 24 года, их смогла разлучить только смерть художника. Супругам выпало немало испытаний, но они были друг для друга верной опорой. И, конечно, Кустодиев души не чаял в сыне и дочери. И жену, и детей, он часто изображал на своих полотнах.
— Это и есть настоящие, вечные ценности. От картины веет уютом и счастьем простой жизни.
— Да, картину Бориса Кустодиева «На террасе» часто называют гимном тихому семейному счастью. Но что это наше юное поколение приумолкло?
— Это меня картина так впечатлила.
— И правда, уходить не хочется.
— Давайте ещё ненадолго задержимся. И я, пожалуй, тоже с вами постою.
Картину Бориса Кустодиева «На террасе» можно увидеть в Нижегородском художественном музее.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.