— Читаешь, племянник? Что за книжка?
— «Война и мир». Только я тут одно место понять не могу. Может быть, ты мне объяснишь? Вот это: «Кутузов повернулся в противоположную сторону, к красному углу избы». Что это за угол такой — красный?
— Красный угол — это место в доме, где стоят иконы. Его ещё называют божницей. Наверное, Кутузов хотел помолиться.
— Точно, так и есть! Тут дальше такой текст: «Господи, Создатель мой! Внял ты молитве нашей... — дрожащим голосом сказал он». Теперь понятно, что военачальник обратил эти слова к иконам. Спасибо, что разъяснил.
— Но неужели ты не слышал прежде выражения «красный угол»?
— Никогда. У тебя в квартире иконы стоят на книжной полке, и ты никогда её красным углом не называл.
— Похоже, это было ошибкой. Хочется, чтобы старинные русские слова, такие тёплые и значимые, были тебе понятны. Сам-то я красный угол помню с детства. В доме у бабушки в деревне он был обустроен над обеденным столом. Перед тем, как приступить к еде, мы молились, и трапеза под иконами проходила чинно и торжественно.
— А как он выглядел, красный угол?
— Как выглядел? Просто, но величественно. Небольшая полочка с образами, а перед ней — лампада, подвешенная на цепочках на крюк в потолке. Да я тебе покажу, как это выглядело! У меня в одном журнале есть репродукция картины Алексея Корзухина «В красном углу» — там божница обустроена схоже. Сейчас найду. Вот, посмотри.
— Видна часть комнаты. Иконы в углу размещены совсем так, как ты рассказал, и к тому же украшены цветами. Стены увешаны рисунками. Хозяйка — молодая женщина в белой блузке с пышными рукавами и голубой юбке, поправляет фитиль в лампадке. Для этого она взобралась на изящный стул с гнутой деревянной спинкой. На этажерке, накрытой шёлковым платком с кистями, хаотично лежат тетради, книги и альбомы для рисования. И вообще в комнате царит творческий беспорядок.
— Вероятнее всего, художник изобразил собственный дом и свою жену. В том же 1875 году, когда создавалось полотно «В красном углу», она родила Алексею Ивановичу сына Фёдора. А младенец — это всегда заботы. Так что некоторый хаос в доме простителен молодым супругам.
— Но при этом красный угол они содержат в порядке — украшают иконы цветами, следят, чтобы лампадка горела.
— Это не удивительно. Алексей Корзухин был верующим человеком. Он с детских лет любил и ценил иконы. В юности, будучи талантливым самоучкой, он писал образа для Преображенской церкви в родном посёлке Уктус под Екатеринбургом. Окончив Императорскую академию художеств, принимал участие в росписи многих столичных храмов. И дома уголок с иконами ему был необходим для молитвы.
— Дядя Андрей, а где сейчас находится работа «В красном углу» Алексея Корзухина?
— В сибирском городе Тюмени.
— Жалко, что так далеко! Я бы посмотрел картину вживую. Хотя, может, и представится случай!
— Да, это полотно стоит увидеть, оно поучительное. Алексей Корзухин запечатлел на картине, с какой заботой обихаживает божницу женщина и так подчеркнул значение икон в доме. Красный угол помогает среди житейской суеты не забывать о главном, о вечном.
«Картину Алексея Корзухина „В красном углу“ можно увидеть в Тюменском областном музее изобразительных искусств».
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение