— Читаешь, племянник? Что за книжка?
— «Война и мир». Только я тут одно место понять не могу. Может быть, ты мне объяснишь? Вот это: «Кутузов повернулся в противоположную сторону, к красному углу избы». Что это за угол такой — красный?
— Красный угол — это место в доме, где стоят иконы. Его ещё называют божницей. Наверное, Кутузов хотел помолиться.
— Точно, так и есть! Тут дальше такой текст: «Господи, Создатель мой! Внял ты молитве нашей... — дрожащим голосом сказал он». Теперь понятно, что военачальник обратил эти слова к иконам. Спасибо, что разъяснил.
— Но неужели ты не слышал прежде выражения «красный угол»?
— Никогда. У тебя в квартире иконы стоят на книжной полке, и ты никогда её красным углом не называл.
— Похоже, это было ошибкой. Хочется, чтобы старинные русские слова, такие тёплые и значимые, были тебе понятны. Сам-то я красный угол помню с детства. В доме у бабушки в деревне он был обустроен над обеденным столом. Перед тем, как приступить к еде, мы молились, и трапеза под иконами проходила чинно и торжественно.
— А как он выглядел, красный угол?
— Как выглядел? Просто, но величественно. Небольшая полочка с образами, а перед ней — лампада, подвешенная на цепочках на крюк в потолке. Да я тебе покажу, как это выглядело! У меня в одном журнале есть репродукция картины Алексея Корзухина «В красном углу» — там божница обустроена схоже. Сейчас найду. Вот, посмотри.
— Видна часть комнаты. Иконы в углу размещены совсем так, как ты рассказал, и к тому же украшены цветами. Стены увешаны рисунками. Хозяйка — молодая женщина в белой блузке с пышными рукавами и голубой юбке, поправляет фитиль в лампадке. Для этого она взобралась на изящный стул с гнутой деревянной спинкой. На этажерке, накрытой шёлковым платком с кистями, хаотично лежат тетради, книги и альбомы для рисования. И вообще в комнате царит творческий беспорядок.
— Вероятнее всего, художник изобразил собственный дом и свою жену. В том же 1875 году, когда создавалось полотно «В красном углу», она родила Алексею Ивановичу сына Фёдора. А младенец — это всегда заботы. Так что некоторый хаос в доме простителен молодым супругам.
— Но при этом красный угол они содержат в порядке — украшают иконы цветами, следят, чтобы лампадка горела.
— Это не удивительно. Алексей Корзухин был верующим человеком. Он с детских лет любил и ценил иконы. В юности, будучи талантливым самоучкой, он писал образа для Преображенской церкви в родном посёлке Уктус под Екатеринбургом. Окончив Императорскую академию художеств, принимал участие в росписи многих столичных храмов. И дома уголок с иконами ему был необходим для молитвы.
— Дядя Андрей, а где сейчас находится работа «В красном углу» Алексея Корзухина?
— В сибирском городе Тюмени.
— Жалко, что так далеко! Я бы посмотрел картину вживую. Хотя, может, и представится случай!
— Да, это полотно стоит увидеть, оно поучительное. Алексей Корзухин запечатлел на картине, с какой заботой обихаживает божницу женщина и так подчеркнул значение икон в доме. Красный угол помогает среди житейской суеты не забывать о главном, о вечном.
«Картину Алексея Корзухина „В красном углу“ можно увидеть в Тюменском областном музее изобразительных искусств».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер