— Читаешь, племянник? Что за книжка?
— «Война и мир». Только я тут одно место понять не могу. Может быть, ты мне объяснишь? Вот это: «Кутузов повернулся в противоположную сторону, к красному углу избы». Что это за угол такой — красный?
— Красный угол — это место в доме, где стоят иконы. Его ещё называют божницей. Наверное, Кутузов хотел помолиться.
— Точно, так и есть! Тут дальше такой текст: «Господи, Создатель мой! Внял ты молитве нашей... — дрожащим голосом сказал он». Теперь понятно, что военачальник обратил эти слова к иконам. Спасибо, что разъяснил.
— Но неужели ты не слышал прежде выражения «красный угол»?
— Никогда. У тебя в квартире иконы стоят на книжной полке, и ты никогда её красным углом не называл.
— Похоже, это было ошибкой. Хочется, чтобы старинные русские слова, такие тёплые и значимые, были тебе понятны. Сам-то я красный угол помню с детства. В доме у бабушки в деревне он был обустроен над обеденным столом. Перед тем, как приступить к еде, мы молились, и трапеза под иконами проходила чинно и торжественно.
— А как он выглядел, красный угол?
— Как выглядел? Просто, но величественно. Небольшая полочка с образами, а перед ней — лампада, подвешенная на цепочках на крюк в потолке. Да я тебе покажу, как это выглядело! У меня в одном журнале есть репродукция картины Алексея Корзухина «В красном углу» — там божница обустроена схоже. Сейчас найду. Вот, посмотри.
— Видна часть комнаты. Иконы в углу размещены совсем так, как ты рассказал, и к тому же украшены цветами. Стены увешаны рисунками. Хозяйка — молодая женщина в белой блузке с пышными рукавами и голубой юбке, поправляет фитиль в лампадке. Для этого она взобралась на изящный стул с гнутой деревянной спинкой. На этажерке, накрытой шёлковым платком с кистями, хаотично лежат тетради, книги и альбомы для рисования. И вообще в комнате царит творческий беспорядок.
— Вероятнее всего, художник изобразил собственный дом и свою жену. В том же 1875 году, когда создавалось полотно «В красном углу», она родила Алексею Ивановичу сына Фёдора. А младенец — это всегда заботы. Так что некоторый хаос в доме простителен молодым супругам.
— Но при этом красный угол они содержат в порядке — украшают иконы цветами, следят, чтобы лампадка горела.
— Это не удивительно. Алексей Корзухин был верующим человеком. Он с детских лет любил и ценил иконы. В юности, будучи талантливым самоучкой, он писал образа для Преображенской церкви в родном посёлке Уктус под Екатеринбургом. Окончив Императорскую академию художеств, принимал участие в росписи многих столичных храмов. И дома уголок с иконами ему был необходим для молитвы.
— Дядя Андрей, а где сейчас находится работа «В красном углу» Алексея Корзухина?
— В сибирском городе Тюмени.
— Жалко, что так далеко! Я бы посмотрел картину вживую. Хотя, может, и представится случай!
— Да, это полотно стоит увидеть, оно поучительное. Алексей Корзухин запечатлел на картине, с какой заботой обихаживает божницу женщина и так подчеркнул значение икон в доме. Красный угол помогает среди житейской суеты не забывать о главном, о вечном.
«Картину Алексея Корзухина „В красном углу“ можно увидеть в Тюменском областном музее изобразительных искусств».
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Пётр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов