— Мама, посмотри, на картине наш монастырь — тот, что рядом с Ежовым озером!
— Думаешь? Давай прочитаем, что написано на табличке. Художник Алексей Исупов. Работа, действительно, называется «Монастырь». Но в каких краях он находится — непонятно. Я сомневаюсь, что это наш, Кировский.
— Простите, что вмешиваюсь, но мне хочется развеять ваши сомнения. Алексей Исупов запечатлел именно Успенский Трифонов монастырь. Вот только лучше сказать не Кировский, а Вятский. А то неловко именовать монашескую обитель именем революционера.
— Что ж поделать, если наш город назвали в 1934 году в честь Кирова. Мне, как и вам, больше нравится древнее название Вятка. И не только мне, многим горожанам. А некоторые учреждения официально именуются на старый лад. Например, музей, где мы сейчас находимся — Вятский художественный. И монастырь, вы правы, лучше называть Вятским. Но что-то я не узнаю его на картине. У нашего главный храм с пятью мощными куполами, а здесь на церкви одна маленькая главка.
— Это надвратный Никольский храм. А величественный Успенский собор, который вы упомянули, не вошёл в композицию. Художник выбрал для своей картины интересный ракурс — снизу, от реки. На переднем плане мы видим крепостную стену с внешней стороны. Вдоль неё тянутся хозяйственные постройки. По земляному откосу петляют тропинки.
— Я хоть и живу здесь много лет, никогда не видела монастырь с этой точки.
— А я видела! Мы с девочками в Вербное воскресенье ходили за веточками к этому откосу за монастырем.
— Да, подобные пейзажи открываются людям, которые своими ногами исходили окрестности.
— Таким человеком и был художник Алексей Исупов. Он родился и вырос в Вятке.
— А к какому сословию он принадлежал?
— Из мастеровых. Отец художника, Владимир Исупов, славился, как талантливый резчик по дереву. Братия Успенского монастыря обращалась к нему, когда нужно было изготовить киот для иконы, подправить или отреставрировать старинные иконостасы. От отца Алексей унаследовал призвание к творчеству.
— А кто его рисовать научил?
— Первыми учителями художника стали иконописцы Анастасий Черногоров и Василий Кротов. Они приехали в Вятку из Казани по приглашению настоятеля Трифонова монастыря, чтобы расписать Успенский собор. Анастасий и Василий обратили внимание на подростка, который внимательно наблюдал за их работой, и стали давать ему уроки.
— Почему же Алексей Исупов стал светским художником, а не иконописцем?
— Трудно сказать. Вероятно, на него оказал влияние Апполинарий Васнецов, тоже уроженец Вятки. Когда этот известный живописец увидел этюды четырнадцатилетнего Алексея Исупова, то стал настаивать, чтобы мальчик получил художественное образование.
— И Алексей послушался?
— Да, в девятнадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали такие видные мастера, как Константин Коровин, Валентин Серов, Апполинарий Васнецов. Именно у них Алексей усвоил удивительную способность передавать на холсте настроение.
— Эта способность проявилась и на картине «Монастырь». С какой нежностью художник изобразил скромный русский пейзаж!
— Он написан как раз во время учёбы, в 1910 году. Природный талант художника здесь уже обрел очертания профессионализма. Точными уверенными мазками Алексей Исупов запечатлел знакомые с детства места и передал свою любовь к ним.
«Картину Алексея Исупова „Монастырь“ можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых».
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёрская помощь для незрячих и слабовидящих детей
Фонд «Провидение» помогает детям с нарушениями зрения со всей России — оплачивает лечение и реабилитации, а ещё оказывает волонтёрскую помощь. Фонд развивает проект «Совместная забота». Сейчас он действует в трёх городах — Москве, Смоленске и Симферополе. В рамках проекта волонтёры фонда регулярно навещают незрячих и слабовидящих детей дома, в больницах, интернатах, школах и детских садах. Проводят с ними время, помогают в бытовых делах, гуляют, организуют творческие занятия, игры, экскурсии и не только.
10-летняя София вместе с папой и мамой живёт в Симферополе. Помимо проблем со зрением, у неё множество диагнозов, поэтому девочка нуждается в постоянном уходе и присмотре. Недавно глава семьи уехал на длительное лечение в другой город, и Елене, маме Сони, стало трудно справляться со всеми заботами одной. «Именно в этот критический момент я обрела бесценную поддержку волонтёров», — делится Елена. Они проводят время с девочкой, что даёт возможность маме заняться делами. Например, сходить в магазин за продуктами, спокойно приготовить обед или навести порядок дома. Волонтёры всегда готовы выслушать и поддержать Елену морально. «Это больше, чем помощь — это дружеское участие», — говорит она.

Проект «Совместная забота» объединяет отзывчивых людей, всех кто готов делиться с другими временем, умениями и теплом своего сердца. Они становятся настоящей опорой для семей в трудный момент, дарят незрячим и слабовидящим детям радость, а их родителям — колоссальную поддержку.
Присоединяйтесь к волонтёрам фонда «Провидение» и проекту «Совместная забота». О том, как это сделать, узнайте на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











