
У нас в гостях были художники, педагоги, родители семерых детей супруги Анна и Александр Мессерер.
Мы говорили с ними о том, тяжело ли быть многодетными родителями, и как может проявляться духовная связь между членами семьи. Наши гости рассказали, как их дом превратился в художественную галерею, и почему его двери никогда и ни для кого не закрываются. Анна и Александр также поделились своими «рецептами» сохранения спокойствия в кризисных ситуациях.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— Добрый светлый вечер! Сегодня с вами Анна Леонтьева...
К. Мацан
— И Константин Мацан. Добрый вечер!
А. Леонтьева
— Сегодня у нас в гостях Анна и Александр Мессерер
— — художники, педагоги, родители семерых детей. Добрый вечер, дорогие!
Александр Мессерер
— Добрый вечер!
Анна Мессерер
— Добрый вечер!
А. Леонтьева
— Ну, банально, но, наверное, нельзя не начать программу при такой фамилии — Мессерер — с родителей Александра. Борис Асафович Мессерер — советский и российский театральный художник, сценарист, педагог. Вот можно вкратце представить твоих родителей?
Александр Мессерер: Да, конечно, можно, да. Папа у меня — театральный художник известный...
А. Леонтьева
— Чтоб никого не забыть, да? (Смеется.)
Александр Мессерер
— Да, чтоб никого не забыть. Он делал очень много спектаклей — не знаю, массу спектаклей он делал всевозможных, вот. И «Кармен-сюиту» многие знают, и другие разные. И, помимо этого, он живописец и еще делает много таких работ по станковой графике. То есть, он всеобъемлющий, я бы сказал. То есть, он охватывает разные области. Везде у него своя линия интересная. И, в общем, как-то я с детства просто видел все его работы и всегда к нему в мастерскую ходил, и всегда меня как-то это восхищало по-своему. И до сих пор он работает, трудится каждый день.
А. Леонтьева
— 89...
Александр Мессерер
— Вот завтра ему, кстати, 89 лет.
А. Леонтьева
— 89 лет.
К. Мацан
— Потрясающе.
Александр Мессерер
— Да, да. Он трудится и вот планирует...
А. Леонтьева
— Ты счастливый человек — с живым отцом, да, в наши годы...
Александр Мессерер
— Да, да. Вот мы общаемся, часто я к нему хожу в мастерскую, и как-то у нас складывается, в общем, хороший контакт. И... не знаю, уж доволен он мной или не доволен, но я им доволен. Вот.
А. Леонтьева
— (Смеется.)
Александр Мессерер
— А мама у меня — балерина, Нина Чистова. Она солисткой Большого театра раньше была и танцевала разные партии в различных спектаклях. Вот. И вообще, известная была. Снималась в кино. Известный фильм «Я вас любил» такой был. Не знаю, многие, может быть, кто-то и смотрел...
А. Леонтьева
— Очень романтичный такой, да.
Александр Мессерер
— Да, хороший фильм. Вот. И она еще потом, после... У балетных же очень короткая карьера — там, 30 лет или, там, сколько-то, и все, все заканчивается, ничего нет. И дальше вот она преподавала. Вот она стала преподавать. Она преподавала много лет в МАХУ (хореографическое училище), а потом стала ездить в частные студии — в основном, в Японию...
А. Леонтьева
— Ух ты!
Александр Мессерер
— Да, и она жила в Японии. Японцы о ней кино снимали, там, как она там преподает, как готовит даже. Такие целые... Где-то это есть все на видео. И потом в Китае очень долго преподавала. В общем, мама такая, всеобъемлющая. В Бразилии...
А. Леонтьева
— И папа, и мама — всеобъемлющие.
Александр Мессерер
— Да.
К. Мацан
— У нас тут был гость однажды, который на нас с Аней едва ли не обиделся, когда мы сказали ему, что «вы же росли в богемной среде». Он сказал: «Нет, я не считаю себя богемой», хотя там мама — художник, папа — литературный критик, поэт, легендарный у московской интеллигенции человек. И говорит: «Богема — это бездельники такие вот, которые сидят, пьют кофе... А я — нет, как-то мы работали всегда. Вот папа работал, мама работала. Папа — в архивах, мама — художник»...
Александр Мессерер
— Ну, стереотип, стереотип.
К. Мацан
— Вот вы как себя ощущаете? Вы... Вот как бы дети актеров растут за кулисами, говорят. Вот вы говорите, что вы были в свое время в мастерской у папы. А вот время-то у папы-художника оставалось на ребенка?
А. Леонтьева
— Снял с языка! (Смеется.)
Александр Мессерер
— Ну, в основном меня воспитывала, знаете, бабушка, то есть, его мама, Анель Сундакевич. Вообще, она известная была. И как бы все воспитание — как бы не хочу никого обижать, ни маму, ни папу, но воспитывала, в основном, она меня. И она вообще была актриса немого кино. Вот все немое кино начала ХХ века — она снималась в разных фильмах. Только немое кино имею в виду. Вот, скажем, многие, видите, мы смотрели такие фильмы — «Поцелуй Мэри Пикфорд», известный фильм, «Два-Бульди-два», «Потомок Чингисхана». Ну вот такое кино. Потом «Маленькие трагедии»...
А. Леонтьева
— «Маленькие трагедии», да.
К. Мацан
— Фильм Швейцера.
Александр Мессерер
— Да, да, да. Вот. Потом о Распутине фильм — «Агония».
А. Леонтьева
— «Агония». Там эпизод, да.
Александр Мессерер
— Эпизод тоже был. Но это 80-х годов фильм.
К. Мацан
— То есть, отец воспитывал примером и творчеством.
Александр Мессерер
— Да. Он всегда как-то вот правильно, на мой взгляд, корректировал и направлял меня. Потому что — ну, а кто еще направит? Вот я рисую, там, всякую ерунду, там, скажем...
А. Леонтьева
— (Смеется.)
К. Мацан
— На обоях, причем!
Александр Мессерер
— А он говорит: «Саша, надо так рисовать. Надо так: перспектива, это, это...» В общем, он очень много вложил знаний.
Другое дело — я, может быть, там, не соответствую... (Смеется.)
А. Леонтьева
— ...высоким...
Александр Мессерер
— ...многим его, скажем, требованиям. Но я старался. Я даже поступал... Был момент... Он же архитектор, он же закончил МАрхИ, Архитектурный институт, и потом стал театральным художником. Я тоже поступал в МАрхИ. Но у меня менее удачно — я не поступил. Ну, не получилось — как-то я перенервничал, чего-то не так сделал. Но зато потом я поступил в Полиграфический институт. Но папа приветствовал всегда. То есть, от него был такой посыл — главное, чтобы работать и создавать, и не просто, там, как-то, а в каком-то направлении, как-то искать себя. Вот.
К. Мацан
— Ань...
А. Леонтьева
— У нас просто был такой герой, который, помнишь, говорил, что (или это цитата? — вот я сейчас боюсь что-то перепутать), что его воспитывала щелочка под дверью кабинета своего отца. Ну, то есть, он как бы отца долго не...
К. Мацан
— Красивый образ. А я не помню, кто это говорил.
А. Леонтьева
— Да, я вот тоже не помню, но вот... воспитывала... Моя дочь сейчас бы сказала мне, что это величайший вообще абьюзмент или что-нибудь такое, которые ходят к психотерапевту. Но вот была такая фраза. Она, наверное, и к твоему случаю подходит.
К. Мацан
— Неосознанное родительство это было.
А. Леонтьева
— (Смеется.) Неосознанное родительство.
Александр Мессерер
— Да, неосознанное, да.
Анна Мессерер
— Ну все-таки сам пример вот работавшего все время художника, который никогда не отвлекается... Он не ездит просто, скажем, в отпуск на что-то посмотреть — то есть, он всегда... То есть, у него не бывает ни выходных... Вот у Бориса Асафовича — даже до сих пор, он все время в мастерской, все время делает свои проекты. Есть ребята, они, там, помогают, он как-то руководит, макеты — все это продолжается до сих пор. И это тоже такое...
А. Леонтьева
— Потрясающе.
Александр Мессерер
— Для него отдых — он не понимает, что такое отдых. Вот, скажем, куда-то поехать, там, на неделю — он не понимает, как, это же уходят дни просто так!
А. Леонтьева
— Жизни, да?
Александр Мессерер
— Да. И он не может себе позволить просто уехать, там, где-то там расслабляться, в какой-нибудь стране.
А. Леонтьева
— Потрясающе! Тут, понимаешь, себя собираешь в кучку, чтобы отдохнуть! (Смеется.)
Александр Мессерер
— Он контролирует. Вот что мне, не знаю, дано, не дано, но в меньшей степени, конечно... конечно... Но вот, не знаю, как-то он... Ну, в общем, он молодец. Он как-то... Ну, не знаю...
А. Леонтьева
— Нет, хотела спросить: какие-то традиции вот остались в семье от родителей? Какие-то... Знаете, вот в какой-то момент человек растет и начинает родителей так отодвигать в сторону. А потом он взрослеет и начинает понимать, сколько родители ему дали, да, и что он продолжение своих родителей, своего рода. Вот скажите, вот можете оба, как удобно, вот что — продолжение вашей семьи в вас?
Анна Мессерер
— Ну, пожалуй, вот эта традиция, действительно... Ну, я не знаю — поскольку мы тоже художники, если продолжать линию вот Сашиного папы, то мы, действительно, тоже, если куда-то едем, даже на какие-то маленькие расстояния, всегда берем с собой этюдники или папки, там, акварель. То есть, даже вот когда мы... У нас дом в Ферапонтово, в Вологодской области, вот такие красивейшие места, и даже дети все когда росли, то есть, выезжая даже на полчаса, обязательно я всем брала картонки, чтобы им было тоже чем заняться и как-то вот чтобы они... Ну, получается, вот, скажем, не просто какой-то пляж, там, озеро, загорать, а обязательно чтобы все как-то вот тоже участвовали в таком процессе творческом как-то, это важно.
Ну, а что касается моей семьи, у меня родители инженеры, и мама, и папа. Ну тоже, я считаю, как-то, действительно, вот у меня был период, наверное, такой, когда мне казалось, что я лучше знаю, как мне надо жить, и действительно такого какого-то противостояния, может быть, внутреннего, не внешнего. А сейчас все больше возвращаюсь, конечно, к их опыту и понимаю, что, действительно, и то, как они меня воспитывали, это очень многое потом мне дало. То есть, они, там, жертвовали собой, после работы водили меня на все кружки. Вот, собственно, я с трех-четырех лет ходила в студию при МГУ и там именно полюбила рисовать. Потому что там была такая...
А. Леонтьева
— Я прочитала, прости, про тебя, что ты в пять лет сделала какую-то выставку...
Анна Мессерер
— Ну, там не я сделала, но вот мне сделали в здании МГУ там выставку... Просто был очень хороший педагог, он учил рисовать ленинградской акварелью. Я даже вот если сейчас начинаю акварель, у меня движения эти все сохраняются, я себя ловлю на мысли, что я вот так же кисточку вытираю, там, как-то пальцами, как он учил. И просто сейчас больше пишу маслом, скажем, но если вот перехожу на эту технику, то все вспоминается. И вот так заложил такую любовь именно к живописи, хотя вот совершенно непонятно, как... Если у Саши это было уже традиционное... (Смеется.)
А. Леонтьева
— ...в роду или в крови...
Анна Мессерер
— ...там, или балет, или живопись, да, особо не было... (Смеется.)
К. Мацан
— А я как раз про это и хотел спросить. Я вот помню, я когда был маленький, мечтал быть композитором. И мне моя бабушка, я очень хорошо это запомнил из детства, сказала: «Нет...»... Ну, как бы бабушка не определяла мою судьбу, но высказала мнение. И фраза была такая: «Ну сначала нужна какая-то нормальная профессия».
А. Леонтьева
— (Смеется.)
Александр Мессерер
— «Нормальная».
К. Мацан
— И я вот на всю жизнь запомнил, что есть профессии «нормальные» и «не нормальные». Все, что творческое — это не нормальное. У вас не было такого, если родители инженеры?
Анна Мессерер
— У меня именно такое было, да.
Александр Мессерер
— У Ани просто такое...
Анна Мессерер
— То есть, родители — они всей душой хотели, чтобы я развивалась творчески, но когда настал период выбирать уже профессию, то я, там, думала о таких вузах, чисто художественных, как, там, Суриковский, Строгановское училище... Они говорят: «А может быть, тебе пойти в МАрхИ? Вот, есть школа даже такая, там уже немножко учат» — и, в общем, немножко меня завернули в эту сторону. Но... И я действительно поступила в МАрхИ и, как ни странно, его даже закончила, хотя это было непросто, действительно, вуз такой сложный.
Александр Мессерер
— Сложный, да.
Анна Мессерер
— Но я не жалею, потому что у меня все мои друзья, практически, вот такие старинные, они все оттуда и даже еще из той школы, которая была, вот такая, так называемый «Полтинник», там, на Сухаревской, где уже готовили, подготовка шла к МАрхИ. И это действительно такой очень круг... Ну, иногда как-то даже с архитекторами мне интереснее общаться, чем с художниками, потому что люди — они всесторонне как-то интересные.
К. Мацан
— Анна и Александр Мессереры — хуоджники, педагоги, родители семи детей — сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
А. Леонтьева
— А вот про архитекторов я, наверное, с тобой полностью соглашусь. Я вообще... Я очень люблю художников (простите меня оба, дорогие, если я что-то не то скажу)...
Александр Мессерер
— Все нормально.
А. Леонтьева
— Но, мне кажется, люди, которые создают дома для людей, — это же какая-то потрясающая профессия.
Анна Мессерер
— Ну да, они владеют пространством, они представляют...
Александр Мессерер
— У них другое мышление, они владеют, конечно.
А. Леонтьева
— Да-да-да. Вот в наше время как никогда актуально, когда очень многие люди перебираются на землю, перебираются из вот этих высоток московских и квартир, как, собственно, и ваша семья какое-то довольно большое время назад сделала, да? Сколько? Уже двадцать, тридцать?
Анна Мессерер
— Да, уже больше... Ну, почти... Наверное, тридцать...
Александр Мессерер
— Тридцать лет, по-моему.
Анна Мессерер
— Уже больше полжизни, я так посчитала, прошло уже, в Переделкино.
А. Леонтьева
— Вот у меня сейчас очень оживленные дискуссии с друзьями, потому что я как раз тоже... забрала даже детей уже из Москвы, вот, они живут... Они очень переживали: «Переделкино — это глушь! Как мы будем там жить? Что это такое?»
Александр Мессерер
— А... Ну да, да, да...
А. Леонтьева
— Но потом они как-то быстренько переехали на отцовскую землю, и очень быстро... У нас там домик маленький, и вот они там как-то живут...
Анна Мессерер
— Прекрасно. Они как раз выросли вот уже в Переделкино, и поэтому они, наоборот, не хотели никуда уезжать, и как-то так сложилось чудом, что нам удалось там дом купить, и, конечно, все очень этому счастливы.
Александр Мессерер
— Мы не надеялись даже. Не надеялись. Потом просто благодаря инициативе Анны это все получилось. Не знаю, каким образом, но это все сложилось, и мы счастливы, потому что этот дом возник как-то... Вдруг возник дом. А там купить невозможно — там сложно, это какие-то сложные моменты. И мы вот какие-то сделали туда вложения, и получился даже симпатичный дом, и даже...
Анна Мессерер
— Отчасти сделали там галерею...
А. Леонтьева
— Да не то слово! Я все это видела, да!
Александр Мессерер
— Галерею сделали! А там просто много места! Подумали, что почему бы и нет?
А. Леонтьева
— А как это — дома галерея? Вот расскажите.
Анна Мессерер
— Ну, это сначала так стихийно возникло. То есть, мы одну из выставок — такая выставка была небольших работ, много художников участвовало, и вот мы с нашим другом Денисом Трусевичем думали, где бы ее... То есть, она такая передвижная выставка, она была...
А. Леонтьева
— Про птиц, нет?
Анна Мессерер
— Про птиц — это уже потом.
Александр Мессерер
— Птицы — потом.
Анна Мессерер
— А сначала, самая первая была — «Мильенвагон маленьких картин и не картин» она называлась. Она была в разных галереях — вот «ЭКСПО-88», «Роза Азора»... Ну, художники знают, и не художники... И вот потом мы стали думать, где бы еще ее можно было устроить. И тут мы посмотрели на наши стены — они тогда совсем были еще не заполнены, и поскольку все было тоже так... таким белым цветом покрашено, как-то все было — минимализм такой, решили: почему бы и не попробовать разместить ее у нас? И такой получился эксперимент, и достаточно удчачный. Она висела месяца два, эта выставка.
Александр Мессерер
— Да, это очень удачная, одна из лучших, кстати.
Анна Мессерер
— Да. И приходили все местные жители, еще это совпало с Новым годом. И вот этот мини-формат такой работы — многие выбирали подарки. То есть, это даже как-то было удачно и для художников. И потом эта идея как-то понравилась, то есть, она захватила. Я вообще никогда даже о таком не думала, то есть, я, ну, скажем, хотела иметь какую-нибудь коллекцию вот моих друзей-художников, которые мне нравятся. Но поскольку всегда было мало места, то только мечтать можно было об этом. А тут о роли себя именно в плане таком вот создателя галереи даже как-то не приходило в голову... Но когда это случилось, очень захватило это. И решили вот сделать потом еще выставку. Это уже была, там, о нашем друге, таком папе нашего, вернее, друга — художнике, вот Евгений Васильевич Крюков. Вот Вася Крюков, поэт, наш друг — Саша с ним оформляет книги. Он пишет, Саша делает иллюстрации. И это очень такое наше вот семейство самое близкое. И сделали выставку вот Евгения Васильевича, его жены. И как-то еще больше захотелось что-то сделать дальше. И так вот постепенно потом уже это вошло в какую-то вот такую традицию — то есть, одна выставка сменяет другую, и мы придумали уже название. Но поскольку это Переделкино, то решили назвать «Сад». Наша с Сашей первая выставка совместная, которая была в 1996 году, она называлась, опять же, строчкой из Васиного стиха такого белого — «Истории за пределами сада». Ну, и вот так как-то мы решили...
А. Леонтьева
— Ну, то есть, вы, по сути, открыли свой дом?
Александр Мессерер
— Да, да.
А. Леонтьева
— Вот я, когда первый раз к вам попала (вот я открою радиослушателям секрет — я ваша соседка, вижу вас в храме в Переделкинском), но когда я первый раз попала, у меня вот ощущение — ну как, люди открыли свой дом, по нему ходят все люди. (Смеется.) Как это?
Александр Мессерер
— Ну да...
Анна Мессерер
— Ну вообще у нас дом всегда был открыт. То есть, даже когда это был такой дом намного меньше, то у нас калитка не закрывалась никогда и дверь тоже. (Смеется.) То есть, наши родители всегда этому очень удивлялись. Но для нас это было как-то вот нормально, обычно. И когда, там, как-то еще были помоложе, могли люди прийти к нам и в два часа ночи. То есть, если вот свет какой-то теплится, люди гуляли, могли заходить. Как-то это было еще...
Александр Мессерер
— Другое время было. Заходили просто в гости так вот...
Анна Мессерер
— ...другое такое вот...
А. Леонтьева
— Сейчас нет?
Анна Мессерер
— Сейчас уже не так. Это вот все-таки...
Александр Мессерер
— Ну заходят, но по-другому. Сейчас или звонят, или...
А. Леонтьева
— ...пишут в WhatsApp. (Смеется.)
Александр Мессерер
— ...или пишут, да, да! Пишут, пишут!
Анна Мессерер
— Ну да. Все-таки все стали как-то более...
Александр Мессерер
— «Можно ли к вам зайти?» А раньше просто заходили. Вот заходят и ставят перед фактом. Ну что делать...
Анна Мессерер
— Такое «время чаепития», как вот наш еще один друг — Вася Голованов, хороший писатель, да...
Александр Мессерер
— Такой Вася Голованов — наш друг, его уж год как нет на свете, да... Он... Такая книжка, очень... «Время чаепития». Очень хорошая книга.
А. Леонтьева
— «Время и чаепитие»?
Александр Мессерер
— Нет, «Время чаепития».
Анна Мессерер
— Нет, «Время чаепития». «Время чаепития» — вот... Ну, какое-то время, действительно, наша жизнь в Переделкино-Мичуринец — она была именно таким «временем чаепития». Все ходили друг к другу пить чай, вот. А уж к Саше ходили просто все. То есть, он как-то притягивал вообще к себе.
Александр Мессерер
— Ну был момент когда-то. Сейчас уже меньше, а раньше — да, действительно был момент такой активности. Вот. Чему я рад, на самом деле. Как-то это все было интересно.
А. Леонтьева
— Слушайте, ну вот очень много людей сегодня вас услышат и захотят к вам зайти в Мичуринец. Вы готовы к этому?
Александр Мессерер
— Пожалуйста! В любой момент.
К. Мацан
— Можно даже не писать в WhatsApp’е заранее, просто зайти?
А. Леонтьева
— Да! (Смеется.) По старинке, по старинке — калитку открыть!
Александр Мессерер
— Можно писать, можно так зайти.
Анна Мессерер
— Да. У нас она не закрывается. (Смеется.)
Александр Мессерер
— Она не закрывается, все открыло. Всегда родители, когда приезжают, поражаются: все открыто. Говорят: «Как?!!!», там. Ну, а как так? Сил нет все закрывать.
А. Леонтьева
— За каждым, да? (Смеется.)
Анна Мессерер
— За каждым! (Смеется.)
Александр Мессерер
— Все заходят, кто хочет. Ну, в смысле... не... Ну, там, или знакомые, или просто выставки какие-то. Вот. Так что...
К. Мацан
— А дети тоже тяготеют к живописи и к искусству у вас?
Анна Мессерер
— Ну, все по-разному. Вот дочка училась в ГИТИСе. Вот такой Дмитрий Анатольевич Крымов — училась...
К. Мацан
— Да. Сын Анатолия Эфроса.
Анна Мессерер
— Да-да-да. Вот она поступала, проучилась, как-то впитала там... Но вот сейчас ушла в кино. То есть, вообще училась как художник театра. Ну, до этого она в архитектурной школе «Старт» училась. То есть, в общем-то. конечно, все рисуют. Сын поступил в МАрхИ, вот Боря.
К. Мацан
— В общем, у всех «ненормальные» профессии.
Анна Мессерер
— Да! (Смеется.) В основном, у всех «ненормальные»... (Смеется.)
Александр Мессерер
— Точно, точно...
А. Леонтьева
— У меня есть подруга — она такая очень талантливая джазовая певица. И вот у нее родители — там, мама пианист, папа скрипач, но они оба, двое, инженеры. Потому что это «нормальная» профессия. И вот как бы Катя после школы (это моя одноклассница) — она сказала, что «я буду певицей». Родители сказали: «Нет, ты пойдешь в Социологический институт». Она закончила Социологический институт...
Александр Мессерер
— Ничего себе!
Анна Мессерер
— И стала петь.
А. Леонтьева
— ...и успешно поет свой джаз! (Смеется.)
К. Мацан
— Мы вернемся к нашему разговору после небольшой паузы. Я напомню: сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Анна и Александр Мессерер — художники, педагоги, родители семи детей. У микрофона моя коллега Анна Леонтьева, я — Константин Мацан. Не переключайтесь, мы скоро вернемся.
А. Леонтьева
— Сегодня мы, как всегда, говорим о семье. С вами Анна Леонтьева и мой дорогой коллега Константин Мацан. (Смеется.)
К. Мацан
— Ну скажи уже ты про меня!
Александр Мессерер
— Да-да-да.
А. Леонтьева
— У нас в гостях Анна и Александр Мессерер — художники, педагоги, родители семерых детей.
Вот. Мы начали такую тему — про детей и живопись. Я в свое время, так как у нас были в программе педагоги, и я в свое время тоже немножечко учила детей русскому языку. Основное направление, в котором, я поняла, мне нужно двигаться (это было очень так эпизодично, в основном — дети друзей), но я поняла, что мне надо двигаться в направлении, чтобы у детей не было страха перед русским языком. Потому что в русском языке ох как много правил, в русском языке ох как много исключений из этих правил, и вот очень часто в школе учителя просто вот делают так, что дети начинают дико бояться — «это очень сложно», «русский язык — это очень сложно». Я всегда говорила: «Дети, русский язык — это очень просто. Китайский язык для нас — очень сложно, а для китайцев, наоборот, очень просто».
Александр Мессерер
— Наоборот, да.
А. Леонтьева
— Ну, и так далее. Вот вы, как педагоги, сталкивались вот или у своих детей, или у детей, которых вы обучаете, вот этому страху перед живописью?
Анна Мессерер
— Ну конечно!
А. Леонтьева
— Вот я, например...
Александр Мессерер
— Конечно, конечно, сталкивались.
А. Леонтьева
— Расскажите.
Анна Мессерер
— Ну, часто очень, во-первых, бывает, что родителя ждут. То есть, иногда даже приходят вот, скажем, с пятилетним ребенком и говорят: «А какие у него перспективы?» Это всегда очень смешно слушать. То есть, конечно, тут, ну, перспектива — чтобы ребенок был счастливым человеком, чтобы творчество ему помогало, чтобы он мог как-то этим воспользоваться, как таким инструментом для счастья, для самовыражения, и тут разные уже наработанные методики есть. Я учу больше чувствовать цвет, то есть, скажем, вот отталкиваюсь от какой-то пластики, цвета, меньше — от каких-то сюжетов. Вот очень часто человек хочет именно научиться людей рисовать. Ну, такая вот часто бывает задача. Тут немножко такие пластические задачи приходится объяснять, там, решать. И часто даже взрослый приходит, говорит: «Я очень боюсь взять кисточку». Вот недавно даже соседка стала с Сашей потом заниматься.
Александр Мессерер
— Да, да, со мной занималась, да.
Анна Мессерер
— Она говорит: «Я так боюсь, так боюсь!», такая трепетная...
Александр Мессерер
— «Боюсь, боюсь!» Я говорю: «А не надо бояться! Надо брать, и...» В общем, это, конечно, целый был...
А. Леонтьева
— А вдруг у тебя нету дара!
Анна Мессерер
— Да, да, вот это...
Александр Мессерер
— Ну, в общем, это не... Ну интересно, интересно. Я тоже преподаю. Ну, у меня, может быть, меньше учеников, чем у Ани, но я с радостью это делаю, и... Ну не так просто это все, конечно, объяснять и все. Но у меня больше склонность, скажем, к графике, к графическим работам. Ну как-то я пытаюсь сочетать и цвет, и линию, и какие-то разные материалы. Ну, не знаю, удается — не удается, но что-то полу... какие-то интересные бывают работы.
К. Мацан
— Я не могу не спросить, не задать вопрос на еще одну тему, к которой мы с Аней в этих программах регулярно обращаемся...
Александр Мессерер
— Да, да-да.
К. Мацан
— Это, конечно, тема многодетности. И мы уже знаем от многих многодетных родителей, что не надо, по их мнению, многодетность мифологизировать, героизировать и вот представлять это таким образом, что люди героически взяли на себя труд родить семь детей. Но все равно, я уверен, для такого обычного массового сознания семь детей — это много, и это какое-то все равно решение, это какое-то жизненное мировоззрение родителей, которые рожают и воспитывают семь детей. Вот как это было у вас? Что для вас многодетность? Почему так... Как так получилось?
А. Леонтьева
— (Смеется.)
Александр Мессерер
— Да! Как так получилось?
Анна Мессерер
— (Смеется.) Получилось случайно абсолютно!
А. Леонтьева
— Кому вопрос тут, непонятно! (Смеется.)
К. Мацан
— Александр переадресовал вопрос Анне! В ощем-то...
А. Леонтьева
— Явно! (Смеется.)
Анна Мессерер
— Случайно получилось! Самое интересное, что мы оба — единственные дети в семье! Видимо, мы просто не знали, что это такое! (Смеется.)
Александр Мессерер
— Не знали! Мы растерялись!
Анна Мессерер
— Но как-то дети нас воспитывали...
К. Мацан
— Не успели остановиться просто! (Смеется.)
Анна Мессерер
— Да, дети нас воспитывали постепенно. И так же...
Александр Мессерер
— Потом опыт пришел постепенно.
Анна Мессерер
— ...так же, как и мы их. Вот мне кажется, что с самыми уже последними он начал приходить, потому что сейчас вспоминаешь какие-то вот... себя, когда воспитывали еще старших, и... Ну это было вот очень сложное...
На самом деле, даже, мне кажется, вот растить одного ребенка, двух бывает сложнее. Тут как-то когда уже какая-то семья, коллектив, то проще вот уже с младшими. Я помню свое состояние вот, когда родился старший сын. И то, что ты вот... какой-то переход из свободной такой... свободной личности в то, что ты абсолютно зависим вот от, там, режима...
А. Леонтьева
— Я тоже помню! (Смеется.)
Анна Мессерер
— Да. Для меня это, вот правда, было очень тяжело — видимо, потому что у меня просто не было опыта. Скажем, вот у наших... уже, там, у дочки старшей — она, там... ее оставляли и с двумя, и с тремя детьми, вот, и она это уже представляет, а у меня такого совсем не было. Поэтому просто как-то вот понять, что от тебя зависит другой человек, что ты все время уже не один, такой период потребовался, чтобы к этому привыкнуть. Но потом мы... Даже уже с двумя детьми — все равно это было сложно. А вот как-то уже с последними — там как-то оно... как по накатанной уже, что ли...
Александр Мессерер
— Проще, проще было, да. Как-то меньше...
Анна Мессерер
— Даже меньше каких-то душевных сил это отнимало, и как-то уже сам более спокойный становишься. И уже понимаешь, что все равно ты весь принадлежишь им, и уже какие-то маленькие только, там... Стараешься уже каждый, там, какой-то промежуток времени, который у тебя образовался, вот думаешь сразу о творчестве, как его использовать. То есть, учишься ценить время.
К. Мацан
— Вот неслучайно вопрос Александр Анне переадресовал, потому что у нас действительно есть такое представление — наверное, оно менее справедливое, — о том, что ну вот забота о детях ложится, главным образом, на маму. Поэтому вот многодетная мама — это такая очень особенная мама. А вот я хочу у вас, Александр, спросить: что такое многодетный папа? Какова роль папы многодетного по сравнению с папой, у которого один или двое детей? Вот как вы это чувствуете?
Александр Мессерер
— Ой... Ну...
К. Мацан
— Что может такого... что должен делать многодетный папа, чего не может многодетная мама?
Александр Мессерер
— Ну, на папу другие обязанности...
А. Леонтьева
— «Папа может, папа может»... (Смеется.)
К. Мацан
— Вот какие?
Александр Мессерер
— Да, да! Потому что хочется детям, помимо всего, передать какие-то, ну... помимо, там, искусства, там, всего... Вот дети хотят, там, скажем, ходить в бассейн и на танцы, на... еще куда-то там. У нас вот София, самая последняя дочка, ходила на горные лыжи — тоже целый... Вдруг горные лыжи. Я ее возил, там, тоже где-то катался. Но... как это объяснить... Просто много разных обязанностей возникает. И как-то вот нужно...
А. Леонтьева
— Логистика, да, такая? То, что называется «логистика семьи».
Александр Мессерер
— Логистика! Надо подумать об этом, об этом, об этом — как это все соединить и успеть, и так, чтобы все довольны были. Это непросто, но... Но старался все годы как-то...
Анна Мессерер
— Дети часто бывали недовольны, если я за ними приезжала!
Александр Мессерер
— Недовольны!
Анна Мессерер
— Они говорят: «Почему не папа?» То есть, он их, в общем, довольно часто балует и поощряет. (Смеется.)
Александр Мессерер
— Ну да, у меня есть свои, там... Может быть, я излишне... был момент... Но я старался как-то, чтобы они были всесторонни, как это правильно сказать? Ну, чтобы разные области жизни как-то вот...
А. Леонтьева
— Хотела сказать знаете что? Вот вы говорите, там про старших детей... Я тоже один ребенок в семье... Я тоже очень мечтала, что...
К. Мацан
— И я.
А. Леонтьева
— И ты, да? (Смеется.)
Александр Мессерер
— Да, мы все по одному, да, да.
А. Леонтьева
— Мечтала, что будет много-много... Ну вот получилось трое всего. Но, во всяком случае, я вот сейчас своей дочери говорю: «Дашка, я, там, в твоем возрасте как раз родила вот старшего, Данилку». Ей 24, мне было 24, когда я Данилку родила. Она говорит: «Мама, вот поэтому мне приходится сейчас ходить к психотерапевту». (Смеется.)
Александр Мессерер
— Да-да-да.
А. Леонтьева
— Ну, типа, знаете, это такой у нее посыл: «Ты была такая молодая вообще! Зачем ты начала вот так рано-то, да? Вот я теперь хожу к психотерапевту из-за этого!»
Анна Мессерер
— (Смеется.)
Александр Мессерер
— Из-за этого, да, получается...
А. Леонтьева
— Не выставляют вам такие счета? (Смеется.)
Анна Мессерер
— Ой... Ну, выставляют по-разному тоже.
Александр Мессерер
— По-разному.
А. Леонтьева
— Выставляют, да?
Анна Мессерер
— Да. Ну, может быть, из-за раннего рождения, пожалуй, не было, но так... Нет, ну чувствуется как-то — в разные периоды разные дети как-то становятся тебе ближе. То есть, как-то это чувствуется от их какого-то переживания внутреннего такого. То есть, вот это прямо как-то улавливается даже без слов. То есть, вот сейчас вы как-то на одной волне. Потом, смотришь, как-то он закрылся, там, ребенок, в нем происходят какие-то процессы, потом опять возвращается. То есть, это как-то...
К. Мацан
— А как не сгрызть себя в чувстве вины, когда дети какой-то счет предъявляют?
А. Леонтьева
— «Я послушаю», как говорят в Сети. (Смеется.)
К. Мацан
— Вопрос и к маме, и к папе.
Анна Мессерер
— Насчет, ну...
А. Леонтьева
— Ну, может быть, его просто нет, Кость? (Смеется.) Или так тоже бывает?
Анна Мессерер
— Нет, ну почему? Конечно, бывает, какие-то вот счеты предъявляют, да.
К. Мацан
— Что вы внутренне себе говорите? Вот либо мы соглашаемся, что да, вот я тогда совершал ошибки, я плохой папа, да, например? Вот. Но психика от этого хочет защититься и ищет какие-то пути аргументации для себя. И они тоже не всегда ложные. Может быть, ты найдешь какой-то достаточно здравый путь к какому-то самоуспокоению. Что вы себе говорите в таких ситуациях? Внутренне?
Анна Мессерер
— Ну, если ребенок какой-то конкретно начинает предъявлять что-то, да, какие-то вот свои?..
А. Леонтьева
— Предъявы, предъявы, да. (Смеется.)
К. Мацан
— «Ты тогда так сделал, а теперь я вот...»
Анна Мессерер
— Ну, пожалуй, такого вот прямо даже я и не помню. То есть, может быть, какое-то есть такое... мимолетное что-то...
Александр Мессерер
— Нет, мимолетное бывает...
Анна Мессерер
— ...но конкретно таких вот не было, наверное, даже ситуаций. Мне кажется, я как-то вот стараюсь... Многодетность мне дала то, что я ни на чем не зацикливаюсь.
К. Мацан
— То есть, не заморачиваться, в общем.
Анна Мессерер
— Поскольку я не успеваю ни на чем зациклиться. Вот особенно когда у нас младшие родились, там разница была уже год и четыре месяца, как-то между всеми остальными была побольше — там, ну, три, там, даже пять лет. А вот когда эта самая младшая парочка, то тут уже ни на чем не успева... Вот какой-то период был — там, первые пять лет, когда одновременно им что-то было нужно, то все как-то на дальний план уже отходило — какие-то психологические процессы. Старались только вот, ну, как-то эти физические процессы какие-то были, и это очень много занимало времени.
Александр Мессерер
— Я всегда извиняюсь и считаю — если...
А. Леонтьева
— Перед детьми, да?
Александр Мессерер
— Да. Ну, иногда внутренне вот я чувствую вот, что непростая там жизнь была, я мно... не всегда, там, правильно делал. Я чувствую свою вину, в общем, в каких-то вещах. Чувствую, чувствую. Иногда я вслух говорю, иногда внутри себя как-то исповедуюсь как-то, как сказать... Потому что я неправ во многом. У меня такой... характер такой... ой, как сказать-то? Такой, немножко непокорный. И не всегда я вот прав. Я это чувствую сам. Вот я, может быть, как-то говорю излишне, потом чувствую — я не то говорю. Надо как-то вот... Извиняюсь. Я не хочу какие-то свои говорить достоинства — их, может быть, и нет. Но я пытаюсь как-то это...
А. Леонтьева
— Ну вот, ты знаешь, я вас слушаю, и я вспоминаю, что когда дочь... у нее... ну, она ходила, там, к психотерапевту и настал «час Х», когда она мне рассказала все, что я сделала не так в ее жизни, и мне было очень тяжело, конечно же. И мне позвонил ее психотерапевт и говорит: «Слушайте, вам, наверное, так тяжело? Вы знаете, у меня тоже есть знакомый психотерапевт, давайте, я вам дам телефончик», понимаете? (Смеется.)
Анна Мессерер
— (Смеется.)
А. Леонтьева
— И я так... э-э... ну, подумала... Я не то, чтобы против психотерапевта — я целую книжку написала о том, как они нужны, про подростков, про их депрессию. «Я верю, что тебе больно», она называется. Я — очень за психотерапевтов. Но вот именно для меня вот этот вопрос — он как-то... Я тоже обращалась... В основном, конечно, это наши герои программ, которые приходят, замечательные психологи. Потом мы иногда выстраиваемся в очередь, чтобы задать какой-нибудь вопросик, пользуясь служебным положением. Но я вот чувствую, что мне очень сложно пустить какого-то человека в свою душу, равно как и в свои мозги. И я знаю, там, батюшку вот одного, к которому я хожу вот в этих ситуациях, когда вот у меня зашкаливает что-то, какие-то эмоции, будь то чувство вины или еще что-то. Вот. И я понимаю, что он лучше наводит порядок и в голове, и в моей душе. (Смеется.) Но это, вполне возможно, какое-то самонадеянное ощущение. Вот как бы вы прокомментировали?
Анна Мессерер
— Нет, ну исповедь часто помогает. То есть, конечно, если, там, действительно чувствуешь вину, часто помогает.
Но еще помогает, что у нас все-таки есть взаимопонимание, то есть, мы как-то друг другу можем пожаловаться, что-то обсудить, и... Хотя, может быть, иногда кажется, что мы, там, как-то тоже что-нибудь так... в течение дня можем ссориться или как-то резко... Но на самом деле все равно есть какое-то общее такое понимание ситуации, и как-то это очень помогает, поддерживает.
Александр Мессерер
— Да, да. Так и есть. Идеальных не бывает, конечно, моментов. У нас все разные мнения... Но стараемся как-то, в целом видим ситуацию.
Анна Мессерер
— Но какая-то генеральная линия — общая, и это как-то все-таки спасает вот.
Александр Мессерер
— Да.
К. Мацан
— Анна и Александр Мессереры — художники, педагоги, родители семи детей, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
А. Леонтьева
— А почему вот, по вашим ощущениям... Я, может быть, неправильно вопрос задаю. Я помню тоже, что когда я была очень молодая, мы пришли с мужем в Церковь, собственно, благодаря первому сыну. Это были 90-е годы. И я помню, что мы настолько вот были молодые и горячие, что мы очень часто ссорились, и всегда — до развода. Типа, вот самая главная как бы цель ссоры — это развод. Ну я: «Мы с тобой разводимся». Да, это всегда прекращалось либо после воскресной литургии, либо после исповеди. (Смеется.) Знакомо ли вам это чувство?
Александр Мессерер
— Знакомо.
Анна Мессерер
— Знакомо, да, знакомо. Но иногда, может быть, не знаю... Ну, мы так не фигурируем... этим словом, вроде бы, особо не разменивались, но, может быть, как-то хочется доказать свою значимость, там — что вот для своего близкого человека...
К. Мацан
— Мой знакомый говорил, его когда спрашивали: «Ты когда-нибудь хотел развестись с женой?», он говорит: «Нет, вот убить иногда хочется, развестись — нет».
А. Леонтьева
— (Смеется.)
Александр Мессерер
— Развестись — нет. У нас, конечно, были... Но как-то мы потом все-таки как-то... Все-таки мы... как будто что-то нас соединяло. Мы не могли. Хотя на словах — «все, все, уходим друг от друга». А потом — раз! — это просто слова были, не было каких-то...
К. Мацан
— Ну вот у Ани в вопросе, мне кажется, очень важный мотив прозвучал. А вот церковная жизнь для семьи — общая молитва, или даже не то, что вот вместе стали помолиться, а просто понимание, что есть связь и глубже эмоциональной и душевной, есть связь духовная — в Боге, к тому же, у супругов, — вот насколько это помогает? Насколько это играет роль для вас?
Анна Мессерер
— Ну да, конечно.
Александр Мессерер
— Конечно.
Анна Мессерер
— Это самая важная роль. И как-то удивительно, что мы сейчас в этих стенах, а вот на самом деле такое тяжелое какое-то... ну вот было такое время тяжелое, и когда какой-то такой внутренний поиск духовный, и вот как раз я оказалась в стенах именно Андреевского монастыря. И здесь был Александр Троицкий, и я ходила к нему на исповедь. До сих пор помню эти исповеди — они были в Надвратной церкви, и это было как-то не во время службы, а отдельно, очень уединенно, и даже, пожалуй, больше я такого состояния не переживала — то есть, когда ты вот полностью прямо можешь сосредоточиться и как-то... Это мне очень помогло тогда, как раз... Ну, и всегда как-то приходишь на службу, каждое воскресенье, как-то себя... пытаешься выровнять как-то...
К. Мацан
— Я сейчас тоже вспомнил — другой мой, очень опытный, знакомый тоже шутил, но в каждой шутке есть доля шутки... Он, когда ссорился с женой, говорил: «Ты пойми, мы с тобой венчаны, я не могу с тобой развестись, я только овдоветь могу!»
Александр Мессерер
— (Смеется.) Да, да.
А. Леонтьева
— К этой же теме. Я хотела немножко вернуться вот к вашей деятельности как художников, как педагогов и как родителей детей, которые тоже рисуют. Вот у меня дочь тоже художник, и очень у нее необычный как бы путь. Она не пошла ни в какое высшее учебное заведение. Ну, к сожалению, такой очень тяжелый период в семье пришелся как раз на ее 18 лет. И она не могла, не была в состоянии пойти. Но для меня это была катастрофа. То есть, я очень сильно на нее давила, чтобы она пошла, там, в ГИТИС, где ее ждали, во ВГИК, где ее ждали. Но она не пошла никуда — она просто стала художником. Она просто сейчас работает, как бы делает заказы, рисует, и вообще остановиться никогда не могла, там, с трех лет, да? Вот. Насколько вот это вот... Еще очень часто ей советуют вот заняться пленэром, рисовать с натуры. Вот она, к сожалению (или к счастью), она рисовала с натуры в процессе школьной жизни, ходя по каким-то студиям. Это ей сейчас меньше интересно. У нее такое мышление, что вот она, читая текст, например, может его нарисовать, этот текст...
Анна Мессерер
— ...иллюстрацию.
А. Леонтьева
— Да, да-да. Расскажите, вот как, с вашей точки зрения, высшие учебные заведения — что они дают? Можно ли без них обойтись художнику? Как ваши дети к этому подходят? Или вы за ваших детей?
Анна Мессерер
— Ну, конечно, тут разное бывает, разнообразные примеры. То есть, есть очень хорошие художники, и у них нет высшего художественного образования. Есть художники, которые вот с такой школой, и чувствуется, что это им много дало. То есть, тут как раз такая область — все-таки очень специфическая. И в каждом случае это индивидуальное. То есть, ну все равно, даже если у художника нет высшего образования... Скажем, вот, там, есть у нас такой друг — Дима Карабчиевский. Но он прошел школу, вот он учился у художника Биргера, то есть, вот такой... Но все равно это какое-то передавание мастерства...
А. Леонтьева
— Как в мастерской, да? В мастерской.
Анна Мессерер
— Да, мастерства. Тут не важно, это как учебное заведение, или это просто... раньше же были — это вот школы такие, как ремесленные мастерские, ну, как именно передача творчества. Это, мне кажется, важно все-таки, кто твой учитель. Потому что ну как бы не был талантлив человек, все равно кто-то его должен наставлять. Ну, а дальше уже — как... У каждого свой путь. С натуры, конечно, совершенно не обязательно. То есть, какие-то образы просто у одних художников — они возникают, глядя на природу, а у кого-то это из внутреннего, там, воображения или вдохновения в прочитанном. То есть, это уже... Но все равно какая-то школа вот есть, и она... Скажем, Саша вот в Полиграфическом институте учился, и, ну, как-то я вот могу сразу увидеть даже вот по каким-то нашим друзьям, кто все-таки... Какое-то общее есть... Даже вот круг складывается именно в этих заведениях учебных, с кем ты потом общаешься, то есть, как это общение...
А. Леонтьева
— Круг, да, тоже важен?
Анна Мессерер
— Важен, да, конечно.
Александр Мессерер
— Важен, важен, конечно. Вот я... Ну, Анна все сказала правильно... Я, скажем, вот поступал после... В общем, это какие годы были? 80-е? Я поступил в Полиграфический институт. И готовился — вот такой был, его уж нет в живых — Дмитрий Борисович Леон, такой известный график вообще, такого всемирного уровня. И человек очень интересный такой. Философский был человек, интересный. И педагог был замечательный. И я ходил к нему, ездил на «Речной вокзал», там, раз в неделю и вот рисовал, там, готовился. Очень много он мне дал. Потому что так просто поступить — нужны основы. Нужны основы, без них...
Анна Мессерер
— Ну все-таки личность художника, педагога — она вдохновляет.
Александр Мессерер
— Хотя у многих другие теории, там, но не знаю — если высшее учебное заведение, все-таки навык какой-то... Ну я не знаю...
К. Мацан
— А вот мы сейчас заговорили именно про ремесленную часть. А вот у того вопроса, который Аня задала, есть еще какая-то более, может быть, философская часть и, на самом деле, более такая про родительские переживания. А вот вообще высшее образование для ребенка... Вот мы же, там, росли, воспитывались в понимании, что школа, институт, а если этого нет...
Анна Мессерер
— Школа — это карьера.
Александр Мессерер
— Да, да-да.
К. Мацан
— А если этого нет, то ты как-то немножко не состоялся, ты как-то немножко...
Анна Мессерер
— Ну да, это сложно, сложно все...
К. Мацан
— ...ну не неудачник, но вот...
А. Леонтьева
— ...как-то немножко не про то, да... (Смеется.)
Александр Мессерер
— Сложный вопрос, сложный...
К. Мацан
— Как бы ты как будто...
Александр Мессерер
— Вот, вот, вот. Немножко не...
К. Мацан
— И, вроде, ты — да, в жизни куда-то идешь, какой-то не той тропинкой, лишаешь себя возможностей, а родители при этом думают: «Но я же вот не направил, там, не довел, вот, там, недожал, недозаботился, что теперь он, бедный, останется без образования». А с другой стороны, все чаще и чаще среди молодых людей: «Зачем диплом? Я вот сразу в компанию — там научат. Вот курс, вот другой курс, вот лекции онлайн, и все». Что вы об этом думаете как родители?
Анна Мессерер
— Ну действительно, мир меняется. Действительно, сейчас очень много курсов, и тут вопрос в том — если человек внутренне организованный и может почерпнуть для себя из этих курсов, то почему нет? Вот сейчас у нас дочка — она вот... Московская школа нового кино, и там все онлайн преподавание. Но она как-то очень серьезно к этому подходит. И я тоже сначала очень переживала, ну, и мы переживали, что она ушла из ГИТИСа и как-то вот... Как же так, и столько было вложено... Но вот она приняла такое решение — такое трудное для нее было решение, но она его приняла, и приходится вот уважать ее выбор. Она вот сейчас занимается чем... То есть, мы как-то тоже воспитываемся вместе вот с ситуацией. Хотя, конечно, в нас это тоже было заложено — что нужно высшее образование, и старались...
А. Леонтьева
— Да, программа есть...
Анна Мессерер
— Да, программа есть, да. Но, может быть, мы, действительно, тоже устарели уже сейчас...
А. Леонтьева
— Ну сейчас вообще очень много вопросов, да, в чем мы устарели. (Смеется.) Потому что мир так стремительно меняется...
Анна Мессерер
— Ну да. Очень все меняется...
К. Мацан
— В чем мы не устарели, вопрос...
Александр Мессерер
— Да. Может быть, не устарели.
А. Леонтьева
— Да, или вопрос, в чем мы не устарели. (Смеется.)
Анна Мессерер
— Просто вспоминаешь какие-то свои студенческие годы, и хотела... И там действительно было много какого-то и веселого, и хорошего, и хочется, чтобы у детей это тоже было. Поэтому...
А. Леонтьева
— Чтобы был не онлайн веселый, а оффлайн веселый!
Александр Мессерер
— Ну да, да.
Анна Мессерер
— Да. Хотя, может быть, сейчас этого нет и в оффлайне — той именно студенческой жизни, которая у нас была. Мне кажется, она тоже сильно изменилась.
А. Леонтьева
— Я еще хотела вас спросить: вот сейчас очень многие люди... может быть, не сейчас, может быть, я уже устарела на два года, как минимум... Но был какой-то поток людей, которые вот, ну, владеют какой-то профессией, совершенно там занимаются чем-то, бизнесмены, еще кто-то, которые устремлялись заниматься живописью — чтобы, видимо, что-то дополнить в своей жизни. Вот что... нужно ли взрослому человеку... вот насколько полезно начинать заниматься живописью? Что ему это дает?
Анна Мессерер
— Ну есть такое понятие — арт-терапия. Я его не очень люблю — я потому что не люблю, когда смешивают вот именно какие-то психологические моменты и искусство. Как-то для меня искусство — это что-то особенное. Но оно действительно работает, все равно. И даже я вижу на своем примере — то есть, ну иногда даже говорят, что художники-то — они вообще все не очень здоровые люди. То есть, они так успокаиваются, и, может быть, это действительно правильно.
И вижу на примере... Скажем, вот у меня есть даже взрослая группа, там, приходят сейчас две взрослые ученицы. Ну, было их, там, больше, меньше... Сейчас стабильно две ходят. Они говорят: «Как вот мы после ваших занятий отдохнули душой, как-то пришли в себя, что ли, в каком-то...» Особенно вот сейчас, в такое время трудное. И как-то это все очень... Действительно, человек — ну, то есть, может быть, это такая форма медитации или что-то, — он творит, рисует, он остается наедине с собой, и, может быть, решаются какие-то даже психологические проблемы. Хотя я это все не рекламирую, потому что я именно за чистое искусство...
Александр Мессерер
— А вот недавно мы были... Меня поразило... Мы часто ездим в Петербург, в Питер. Мы любим. Как-то там я успокаиваюсь абсолютно. Гуляю там, архитектуру смотрю там. Знакомых очень много. Так-то очень люблю Петербург. Вот. И там есть такой круг... Есть такой художник — Заславский. Где-то он на Петроградской стороне, по-моему, забыл... У него там мастерская. И к нему ходят рисовать разные люди. И мы как-то через знакомых к нему пришли. И, в общем, нам очень понравилось — большая мастерская на мансарде, там много места, красиво все, мольберты... И такая питерская публика — другая, чем московская. Другая, интересная тоже, очень-очень интересная...
И вдруг приходит... И в какой-то момент мы приехали, София с нами, и нас трое. Я думаю: как-то рисовать сил нет. Я говорю: «Давайте мы будем позировать!» И мы сели вот так, и вокруг 20 человек. Все с мольбертами, с кисточками, с тушью. Стали на... И вдруг приходит человек такой вот — явно другого склада. Не художник. В такой белоснежной рубашке, такой здоровый человек, такой бизнес-класс. И он ставит — у него все аккуратно, мне это очень понравилось!..
А. Леонтьева
— (Смеется.) Знакомый с фитнес-залом, да?
Александр Мессерер
— Видимо, он бизнесмен... Очень приятный человек оказался. Такой... Он ставит... У него все четко. Красивый этюдник, все чисто, все... Такой он... И здорово он нарисовал, я почему-то запомнил. Ну, поймите, все другие тоже. Что человек бизнеса может... Это у него такое отдохновение, как это сказать? Меня это поразило: вот пришел человек после сложного дня, с этюдником, написал... Полтора часа он нас рисовал. А потом я говорю: «Николай, как?!» Он говорит: «Ну вот это способ какого-то самовыражения». Видимо, ну... Он не профессионал, явно. Но нарисовал неплохо нас, неплохо. И какой-то мне это... Как-то вот я перед ним преклоняюсь. Молодец!
Анна Мессерер
— Действительно, это вот Анатолий Савельевич Заславский. И у него это называется «Квартира 16». И приходят... Есть профессиональные художники, непрофессиональные, и все рисуют. Такая создается атмосфера какая-то очень живая такая, дышащая. И как-то все вот вместе дышат, вместе водят кисточкой, и очень так... (люди это очень ценят и приходят. Вот раз в неделю у него такие сеансы.
А. Леонтьева
— Сеансы психотерапии.
Анна Мессерер
— Действительно, такой способ жить.
Александр Мессерер
— Да, да! Там все очень такие милые, непосредственные...
А. Леонтьева
— Но я не зря задала этот вопрос — у нас с Костей вот последние программы — они не только про семью, они вообще про то, как не сойти с ума в очень сильно изменившемся мире. Поэтому вот я спросила об этом, потому что мы все ищем какие-то способы именно не сойти с ума и как-то успокоиться, и продолжают свою человеческую жизнь, которую... Она идет, это время нашей жизни — оно идет, несмотря на стрессы, несмотря на новости, несмотря на все, что происходит. И вот, видимо, один из способов — это заняться каким-то самовыражением.
Александр Мессерер
— Самовыражением, да.
А. Леонтьева
— Петь, рисовать, и... А как вы, вот лично вы, как вы уходите из этих состояний панических и всяких тревожных? У вас много детей, вы семья. Вот расскажите про своих какие-то «рецепты» — напоследок, я так понимаю.
Анна Мессерер
— Я, поскольку уже рисование для меня — это как профессия, то я вот сейчас пытаюсь петь. Ну вот, хожу на курсы, с подругами у нас сначала такой кружок образовался...
А. Леонтьева
— «Кто рисовал — тот поет, кто пел — тот рисует». (Смеется.)
Анна Мессерер
— Ну это вот как-то захватывает тоже. Сейчас даже как-то сложно вообще и творчество идет...
Александр Мессерер
— Ну да, непросто как-то, но как-то... Но я собираюсь внутреннее, там, что-то делаю другое... Не обязательно рисовать — читаю что-то, или гуляю просто, и, не знаю, какие-то дела... Там, как-то отвлекаюсь, там, как я могу, вот. Ну, в общем... Детьми занимаюсь. Ну не знаю. Как-то вот пытаюсь как-то... чем-то заниматься, чтобы как-то... Разным. Не могу сказать, чем — каким-то своим делом творческим, не знаю, внутренним.
А. Леонтьева
— Скажите, а вот что-то детям вы говорите в эти дни — какие-то слова, которые... Мы же понимаем, что наши дети — там, подростки, молодые люди, помладше дети, но они все равно все в сети, они все равно как бы получают сами свою информацию. У нас тут была проповедь замечательная одного батюшки, который сказал, что «ну вот вы какую информацию запросите — вот вы находитесь все в Сети, вы какую информацию запросите, такая и будет к вам приходить». То есть, вы запросите такую — вас закидают вот такой информацией. Он говорит: «Прекращайте!» (Смеется.) Такой был основной позыв — «прекращайте». Вот что детям нужно говорить, как вы думаете, в эти непростые времена?
Анна Мессерер
— Ну, мне кажется, как-то важно вот остаться человеком, и важно не... ну как-то найти мир в своей душе и со своими близкими и как-то не смотреть, скажем, на другого человека только как на носителя какой-то идеи, там, одной или другой, а как-то оставить его образ — ну тот, который мы любим, к которому мы привыкли. Вот как-то я стараюсь, что ли, ценить дружбу, ценить какой-то мир вот, своих близких.
Александр Мессерер
— Ну да.
А. Леонтьева
— Да-да-да. То есть, постараться все-таки отвлечься от образа, что ты по ту или по другую сторону баррикад, и сосредоточиться на каком-то образе Божием, можно так сказать, человека, который, наверное, художник тоже видит по-своему.
Александр Мессерер
— Да, наверное, так.
А. Леонтьева
— Ну, дорогие, спасибо вам огромное за эту беседу! Напомню, что с вами сегодня была Анна Леонтьева...
К. Мацан
— Константин Мацан.
А. Леонтьева
— У нас в гостях были Анна и Александр Мессерер, художники, педагоги, родители семи детей. Говорили о том, как заниматься живописью, воспитывать детей и как вообще в это время, тревожное и непростое, успокаиваться и самореализовываться. Спасибо!
Анна Мессерер
— Спасибо! Спасибо.
Александр Мессерер
— Спасибо вам большое, да. Вам спасибо .
А. Леонтьева
— Всего доброго!
Александр Мессерер
— Константин, спасибо!
К. Мацан
— До свидания.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов