«Путь к священству». Протоиерей Владимир Калуцкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Путь к священству». Протоиерей Владимир Калуцкий

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма Архангела Михаила в селе Поджигородово Клинского округа Московской области протоиерей Владимир Калуцкий.

Наш гость рассказал о своем пути к вере и священству, о чудесах по молитвам к святым, свидетелем которых он стал, а также о том, какие открытия он сделал для себя, изучая Евангелие, и как чтение Священного Писания повлияло на его духовную жизнь.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.


К. Мацан

— Светлый вечер на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии моя коллега Кира Лаврентьева...

К. Лаврентьева

— Добрый вечер.

К. Мацан

— И я, Константин Мацан. В гостях у нас сегодня протоиерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Архангела Михаила села Поджигородово — я вот сейчас правильно произнес, — это Клинский городской округ, Московская область. Это сейчас Сергиево-Посадская и Дмитровская епархия. Добрый вечер.

Протоиерей Владимир

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Я напомню нашим радиослушателям и вам, дорогой отец Владимир, расскажу, что в этих программах, которые мы с Кирой ведем, мы говорим со священником не только о том, о чем обычно священника спрашивают — совета о духовной жизни и так далее. Все это, конечно, присутствует, поскольку в программе в студии у нас пастырь, но мы говорим со священником о его пути к вере и в вере, и о том, какая цепь событий привела к тому, что человек, мужчина, дерзает желать служить алтарю, преподносить людям таинства, быть священником. И нам кажется, что это путь часто сопряжен с какими-то вопросами, с поиском ответов. И поэтому вот те ответы, которые вы на своем пути нашли, могут оказаться созвучными с теми вопросами, которые есть у всех наших слушателей, вовсе не только у тех, кто раздумывает о священстве — я думаю, таких среди слушателей меньшинство, а просто для тех, кто задумывается о своих отношениях с Богом, о себе как человеке, и о том, что такое Церковь, и зачем она нужна. Ну вот путь к вере и в вере, как правило, у людей распадается на какие-то этапы, важные встречи, важные такие вехи. Вот какие бы основные вехи на пути к вере у вас вы бы выделили?

Протоиерей Владимир

— Ну мне кажется, что первым этапом это была встреча с верующими людьми, когда я учился, по милости Божией, в Московском государственном университете, на физическом факультете, и я встретил среди однокурсников людей, которые верили в Бога и ходили в храм Божий. И я этому очень удивился, потому что время было советское, и мы все были уверены, что человек произошел от обезьяны.

К. Мацан

— А какие это годы были?

Протоиерей Владимир

— Я учился с 1984 года по 1992-й, включая службу в армии.

К. Мацан

— Там был недолгий период, когда даже студентов МГУ призывали в армию.

Протоиерей Владимир

— Да, был Андропов, он ратовал за справедливость, чтобы все поучаствовали в служении.

К. Мацан

— Пусть никто не уйдет обиженным.

Протоиерей Владимир

— Да, поэтому вот я попал тоже на два года в армию и, соответственно, время обучения в университете увеличилось, чему я рад, ну времени обучения в университете. И вот там встретил ребят, которые верили в Бога. А как они там оказались, история была такова. Они учились в физико-математическом интернате — ФМШ-18 есть знаменитый, все знают, кто на физфаке учился. И там преподавал в свое время, еще не будучи соответственно священником, будущий священник, протоиерей Артемий Владимиров.

К. Мацан

— Ого.

Протоиерей Владимир

— Да, он там был преподавателем литературы и, соответственно, не только литературу преподавал, но и немножко проповедовал о Боге. И некоторые ребята горячо поверили и стали ходить в храм тайно. И вот я вместе с ними жил, общался и увидел, что они, оказывается, ходят в храм. Я поначалу попытался их переубедить, сказал: ребята, вы что, ученые все доказали. Ну и увидел стержень, такой очень твердый, железный стержень у них какой-то в душе. И еще я заметил, меня поразило, что ответы на мои вопросы они давали очень умные — то есть я понял, что вера, она связана, вообще говоря, с очень умными людьми. Второй этап, пожалуй, в приходе к вере можно назвать — это чтение Евангелия. Я просто его прочитал. И убедился, что меня поразило Евангелие, поразила Библия. И я понял, что если это правда, то что там написано, то Бог действительно есть, и Иисус Христос — это Бог. А если Он Бог — я был максималистом, — то, наверное, надо жить так, как, в общем, Он говорит, если мы веруем, что Он Бог. Там, в принципе, такие слова и сказаны Самим Спасителем: что вы зовете Меня: Господи! Господи! А того, что Я вам говорю, не делаете? И вот, собственно, я после этого стал ходить в храм Божий, и ходил вот я именно к отцу Артемию. Устроился при храме сторожем ночным. То есть днем мы учились в университете последние курсы, делали диплом, а ночью вот сторожили в храме. И в те 90-е годы ночью в храме происходило множество различных событий ночных.

К. Мацан

— Например.

Протоиерей Владимир

— Ну например, начиная от церковных трапез, кончая заходом всяких любопытных людей, молодых в том числе, гуляющих там, с дамами, они прямо ночью ходили, иногда они были навеселе, они приставали к нам с расспросами. Иногда заходили какие-то, времена были бедные, как вы помните, такие непростые, были воры, приходили различные, которых мы пытались ловить или хотя бы отпугивать от храма. Вот такие события были. Было очень много, как сказать, юродивых людей, которые тоже какие-то свои мировоззрения, свои теории приносили. Тоже с ними, их приходилось выслушивать, с ними приходилось говорить, то есть шла такая активная жизнь. И потом, значит, один вот из моих друзей, тоже тот, кто учился в университете на физфаке, он поступил в семинарию. И его пример меня тоже поразил. И я подумал, что, может быть, и мне поступить в семинарию. И вот спросил благословения у отца Артемия, получил его, потом поехал к своим родителям. Не сразу они приняли этот мой выбор такой, не сразу благословили. Мама не хотела, чтобы я шел обучаться в семинарию. Хотя я закончил университет, то есть я не бросил университет, его закончил, защитил диплом. И буквально я уже уезжал из дома, стоя на вокзале, перед тем как сесть в поезд, мама по-прежнему не соглашалась, чтобы я поступил в семинарию. Я ей сказал: мама, ну вот ты же тоже начала читать святое Евангелие (она тоже начала его читать), ты же знаешь, что нам Спаситель сказал такие слова: всякий, взявшийся за плуг и озирающийся назад неблагонадежен для Царствия Божия. И увидел, что у нее изменился взгляд, и она сказала: хорошо, сынок, поступай.

К. Мацан

— Круто.

Протоиерей Владимир

— И таким образом я получил благословение, в том числе и родительское, и поехал в семинарию поступать. И я проучился в семинарии с 92-го по 95-й год, три года. Меня сразу приняли как бы во 2 класс. Еще сокурсники надо мной смеялись, что я закончил университет и учусь во 2 классе теперь. Ну так тогда назывались — классы. Не знаю, сейчас, наверное, курсы называются. Вот и это было время, наверное, когда я как бы ну доходил до всех таинств и основ веры. Я над всем очень размышлял долго, мучительно, и я время проводил исключительно в библиотеке, либо в классе, читал святых отцов. Я задавал множество вопросов преподавателям. Один даже преподаватель, когда начинал урок, сказал: ну где ваш совопросник века сего? Вот я оказался совопросником века сего. И, в общем, я, конечно, пришел к мысли, утвердился, что лучше всего избрать путь священства. Ну рассуждение было очень простое. Я понял, наблюдая за собой, я понял, что я все-таки, наверное, не смогу стать монахом, хотя это путь наиболее высший, наиболее лучший, я выбрал путь венчанного супружества. Но стоя на этом пути, я подумал, что как лучше всего провести эту земную жизнь, что мне вот самое лучшее сделать. И, наверное, решил я так, что самое лучшее — это все-таки путь священства, что это самый такой высший в миру путь, который только можно пройти близ Бога. И, собственно, я его и избрал. По милости Божией, Господь вот принял меня, совершенно недостойного, в число Своих иереев, священников Бога Всевышнего. И потом вот я отправился, соответственно, на приход. Тоже это было достаточно так удивительно, тот храм куда я попал. Значит, происходило это следующим образом. Как бы разговаривая с отцом Артемием, батюшка мне сказал, что очень нужны священники в Москве и, в общем-то, я как бы планировал быть именно священником в его храме. И внезапно мне позвонил человек один, как потом оказалось, это наш будущий регент, и сказал, что вот, батюшка ему сообщил, что я буду священником в храме. «В каком храме?» — спросил я. А вот, оказывается, есть такая деревня, далекая, с таким названием странным Поджигородово, в Московской области. Я очень удивился, подумал, что о такой деревне и о таком храме я вообще никогда не слышал и разговор о нем не шел. Оказалось, что там храм остался без священника, и вот отец Артемий просит меня именно туда пойти и там принять настоятельство. Ну вот, в общем-то, туда я и попал. Ну, честно говоря, я в душе своей был немножко рад, мне как-то нравилось быть в деревне. Потому что в городе, мне казалось, что там легче быть. В городе ты должен исповедовать свое священство, свою веру перед огромным количеством людей, перед 16 миллионами москвичей. А в деревне мало людей, и как бы там вроде бы полегче исповедовать Христа, мне казалось, что это более легкий путь.

К. Лаврентьева

— А как оказалась на самом деле?

Протоиерей Владимир

— Ну там, в деревне, своя специфика, свои искушения. Вот если говорить о приходе к вере, то вы знаете, вот каждого человека призывает Господь, наверное. Все-таки вот этот призыв услышать надо, вот откликнуться на него. И есть такое слово «благодать», которая касается сердец наших. Я это слово и раньше слышал, но никак не мог понять, что это такое. И, наверное, и сейчас не могу объяснить, это нужно человеку почувствовать самому. Вот в «Луге духовном», знаете, есть такой рассказ, там старец Палладий рассказывает историю своего обращения фактически к Богу и то, как он выбрал иноческий путь. Он рассказывает, что в Фессалониках, недалеко от стены города, в трех верстах жил отшельник по имени Давид, весь город об этом знал. Батюшка был любвеобильный и добродетельный, и очень строгой подвижнической жизни. И вот однажды стража, стоя на стене города, видит, что келья старца объята огнем, огонь выходит прямо из окон кельи. Они подумали, что это варвары подожгли келью и, соответственно, старец погиб. Наутро они бросились к этой келье и смотрят, что старец совершенно, абсолютно жив и келья его нетронута. На следующую ночь они опять видят то же самое видение. И это видение, по слову Палладия, по свидетельству, продолжалось не один день, а много дней, так что весь город об этом знал. И многие даже проводили ночи на стене города, чтобы увидеть это таинственное видение. И он говорит, что я и сам не один, а много раз смотрел, как вот на глазах твоих огонь выходит из кельи старца. И он подумал, что если вот так Бог вознаграждает Своих угодников в этой жизни, то как же будет в будущей жизни, Он их вознаградит, когда лица праведников просияют, как солнце. И вот с этого момента я решил принять иноческую жизнь, так говорил Палладий. И вот, наверное, в жизни каждого человека есть такой зов Божий, голос Божий звучит. Вот я хочу рассказать один случай, который произошел рядом со мной фактически, с одним из моих товарищей тоже, который учился со мной в университете.

К. Мацан

— Протоиерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Архангела Михаила в селе Поджигородово в Клинском районе Московской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Итак, какой случай?

Протоиерей Владимир

— Моего товарища звали Михаил, он отслужил во флоте три года вместо наших двух обычных, пехотных. И когда вернулся из армии, у него появился такой обычай: он заходил в храм и ставил свечу перед иконой Георгия Победоносца. Потому что он понял, что наша жизнь зависит не только от нас, с нами может все что угодно случиться. Но он не был еще верующим как бы таким до конца, просто был такой обычай: поставить свечу перед иконой Георгия Победоносца. И однажды ему в университетской газете дали задание, попросили написать статью о великомученике Георгии Победоносце. Он пошел в библиотеку, взял Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского, благо в университетской библиотеке все это можно было взять, прочитал житие, написал статью, отнес в редакцию. Статья понравилась, его поблагодарили. Он решил пойти, в благодарность поставить свечу перед иконой Георгия Победоносца. Он приходит на Ленинские, сейчас Воробьевы, горы — кто там был, знает, что там была смотровая площадка, а если смотреть на Москву с нее, то слева там белая такая небольшая церквушечка Троицкая. Вот туда он заходит и там, значит, с правой стороны, у правого придела есть икона Георгия Победоносца. Она такая, значит, в рост там изображен Георгий Победоносец, не так, как обычно, на коне с копьем, убивающим змия. У нас на копейках теперь Георгий Победоносец, отсюда слово «копейка», потому что с копьем человек там изображен, до революции он был и сейчас тоже изображается. А там он без коня, просто стоит на земле. Значит, в левой руке у него копье, в правой руке крест, а крест влагается в руки тех святых, которые мученический конец приняли за Христа. Он купил свечку, день был будничный, подошел, зажег свечку от лампадки, поставил на подсвечник, и чисто машинально перекрестился, поклонился — это он сам нам лично рассказал. И когда он поднял глаза на икону, святой великомученик с иконы перекрестил его крестом широким, нарисованный. Он говорит, что я просто обомлел от страха и даже оглянулся, не смотрит ли кто еще. Но народа было мало, на него никто не обращал внимание. И, он говорит, у меня появилась такая радость необыкновенная, что это произошло, что я был удостоен такого чуда, я увидел это сам, своими глазами. И вот с этого момента он стал ходить в храм Божий, помогать священнику в алтаре. И когда закончил университет, он пошел, поступил послушником в монастырь. Мы, когда услышали его рассказ, пошли к этой иконе, в эту церковь, тоже поставили свечу. Вглядывались в икону, крестились, но никого из нас не перекрестил, никто из нас монахом не стал. А вот Господь видел, что вот он вот так откликнется, с такой решимостью, и его перекрестил с иконы. Ну вот знаете, у нас на приходе тоже произошел подобный случай, когда нам показалось, что мы увидели Бога лицом к лицу. Случай был такой. У нас мы служим не только в Поджигородово, в храме Архангела Михаила, но нам приходится и в близлежащих совершать служение храмах. Потому что, к сожалению, не хватает священников, некоторые храмы стоят без священников. И вот у нас есть село Никольское, Никольский храм в честь святителя Николая, мы там тоже долгое время совершали служение каждую неделю, в дополнение к службе в нашем храме в поджигородовском. Ну там, значит, взорвана была колокольня, внутри все разворовано, раскурочено, фрески все обстреляли охотничьими ружьями — ужасающий вид. Ну мы отделили там небольшой закуточек такой, в котором все-таки можно было служить, но все равно там тоже нам было плохо. Пришел один человек как-то на службу, посмотрел на все это наше бедственное состояние, и говорит: знаете, я не очень богатый, но что-то могу. Давайте хотя бы вот этот закуточек, в котором вы служите, обустроим. Сделаем ремонт там, все, иконостас. Мы очень обрадовались, решили отслужить последнюю службу, литургию, перед ремонтом. И когда мы служили, по храму разлилось благоухание. А обратили внимание на икону — обычная софринская икона, напечатанная, ничем не примечательная, святителя Николая, небольшого размера, примерно А4, чуть, может быть, больше. Значит, там святитель Николай изображен, держит в руке Евангелие. Вот именно от Евангелия, как будто ветер дует, исходит благоухание. Причем мы присматриваемся — ни масла, ни мира, ничего нет, а идет вот как поток, вот это благоухающий воздух. Я говорю: братья и сестры, может, кто-то помазал икону? А там бабушки одни, они говорят: батюшка, мы и не знаем, что такое масло есть. Я говорю: вот от иконы пахнет-то как, посмотрите. Все стали прикладываться. И вот это так удивительно. Вообще таких чудес по России множество, тысячи сейчас происходят, когда там мироточат иконы, благоухают, но мы-то никогда это сами не видели. Вот это в нашем храме произошло. Когда другим я потом рассказывал это чудо, я видел по глазам, что ну как-то на них не очень производит это впечатление. А когда это с тобой произошло, не описать словами. Мы все были преисполнены это такого чувства, подъема духовного.

К. Лаврентьева

— Отец Владимир, а связано ли это чудо с какими-то событиями в жизни вашей и жизнью вашего храма?

Протоиерей Владимир

— Мы подумали, что это как раз благословение святителя Николая на этот ремонт. Вот пришел этот человек, и действительно этот ремонт был сделан. И это чудо имело два интересных продолжения. Значит, некоторые бабушки отсутствовали на службе по каким-то там причинам, они разузнали, что у нас в храме чудо. И буквально на следующий день они приходят к старосте, тоже бабушке, говорят: открой нам храм, мы тоже хотим приложиться к этой иконе, ощутить благоухание. Она открывает им храм, подходят к иконе — а там вообще ноль полный. Староста вызвала меня, я тоже приехал — вообще ничем не пахнет, как отрезало. То есть вот такая резкая перемена. То есть если бы это был земной такой запах какой-то, хотя он очень был благоухающий, совершенно неземным пах, то если бы это что-то, земное какое-то вещество было, оно бы долго еще, последствия его были, чувствовались бы. Вот на следующий день абсолютно ничем, никаких даже воспоминаний нет этого запаха. То есть именно только в тот богослужебный день, когда мы свершали литургию перед ремонтом. Второе последствие было такое, что ремонт у нас совершился прямо к зимнему Николе, хотя мы это не подгадывали. 19 декабря тоже собрались на службу, и конечно, в душе своей нам хотелось как бы Богу подсказать: Господи, ну еще раз надо. Вот мы поставили на аналой эту иконку, все ждали, что, может быть, еще раз будет. Нет. То есть чудо Божие непредсказуемо. Оно происходит, когда ты не ждешь, а когда вот Господь...

К. Лаврентьева

— Решит.

Протоиерей Владимир

— Да, решит. И это всегда бывает удивительно и неожиданно. То есть больше вот от этой иконы, вот сколько лет она у нас стоит, никогда ничем больше не пахло, вот только вот в тот момент. Правда, потом, значит, Господь нам послал такое утешение. Как бы один человек, по имени тоже Николай, он такой меценат, собирает различные святыни, он раздобыл косточку святителя Николая ни много ни мало, вот из совершенно достоверных источников, он там ездит по разным странам, восемь сантиметров — он мне сам рассказывал. И он захотел сделать такое пожертвование, чтобы во многих храмах была частица святителя Николая, ведь это мощи самого святителя Николая. И с помощью одного священника он разделил там чуть ли не на сто частей вот эту маленькую косточку, такие получились пластиночки тонкие, и по множеству храмов раздал, в том числе и в наш храм. Мы, правда, внаглую у него попросили, чтобы он нам не только мощи привез, но и мощевик купил к этой частице, на что он милостивно согласился, привез сам мощевик с этой частицей. И через некоторое время староста храма мне звонит: батюшка, мощи благоухают. Я говорю: вот вы все ищете чудес, все вы не можете уверовать, все вам нужно знамение с небес. Неужели, правда, благоухают? Приезжаю — правда, благоухают. Открываешь — благоухают. И я потом спросил этого человека: у других благоухали эти мощи? Вот он же раздал десяткам храмов. Нет, говорит ни у кого, а вот здесь Господь так нас, так сказать, почтил, недостойных, что заблагоухали мощи.

К. Мацан

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» протоиерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Архангела Михаила села Поджигородово — это Клинский район Московской области и Сергиево-Посадская и Дмитровская епархия. В студии моя коллега Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— Еще раз здравствуйте, дорогие радиослушатели, «Светлый вечер» на радио «Вера». И в этом часе с нами протоиерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Архангела Михаила села Поджигородово Сергиево-Посадской и Дмитровской епархии. Здравствуйте еще раз, отец Владимир.

Протоиерей Владимир

— Здравствуйте.

К. Лаврентьева

— У микрофона Константин Мацан и я, Кира Лаврентьева. Мы говорим о пути к священству отца Владимира. Отец Владимир, вы так быстро как-то вот свой приход к вере и свою историю прихода к священству, так ее аккуратненько завершили, и мы перешли к храму. Это очень интересно, и про храм мы обязательно сегодня поговорим, так как понятно, что там все совершенно необычно и боговдохновенно. Но очень хочется доспросить вас о пути к священству. Вы сказали приблизительно такую фразу: в тот момент я решил, что мне нужно стать священником. И мне кажется, что за этими словами кроется такой длинный, долгий путь. Вы решили не становиться монахом, вы стали белым священником, женились, и все как-то вот так вот складывалось. Но, отец Владимир, это же очень важный момент. Сейчас, слава Богу, у нас церкви открыты, учебные заведения духовные у нас в доступе, в них учится огромное количество будущих священников, будущих пастырей, семинаристов. И вполне возможно, что кто-то из них сейчас слушает эту программу, и для него сейчас вот этот выбор, а становиться ли мне священником, он крайне важен. И как сказал отец Иоанн Шанхайский, будущий священник должен быть уверен на сто процентов в своем выборе, а не на девяносто девять. Потому что в случае искушения один процент становится девяносто девятью, а девяносто девять становится одним. Что вы думаете об этом?

Протоиерей Владимир

— Ну вот я могу еще раз повторить, что мне кажется, что священство — это самый лучший путь, самый благодатный, самый высший. Как бы я вот, к сожалению, наверное, ощутил в себе, что я не могу отдать Богу какую-то только часть себя, только половину, вот мне хотелось сделать по максимуму, отдать всего себя. Я, конечно, теперь понимаю, ну и тогда немножко понимал, и сейчас особенно сознаю, что этот выбор очень серьезный. Дело в том, что наша брань не против плоти и крови...

К. Лаврентьева

— Да.

Протоиерей Владимир

— Но против духов злобы поднебесных, то есть против диавола. Это очень серьезная война, и мы бы ее, конечно, проиграли, если бы не помощь Божия. Поэтому, с одной стороны, действительно те, кто выбирают путь священства, они обречены на искушения, и им к этому надо готовиться. И они, конечно, пали бы на этом пути и проиграли бы эту войну с диаволом, но дело в том, что Бог наш помощник, кого мы убоимся, Бог нам помогает. Господь все покроет Своей благодатью. Какие бы ни представлялись нам сложности священнического пути, Господь во всем поможет и пошлет обязательно Свою помощь. Тем более если мы еще в молитве будем призывать Его и просить. Просите, сказано, и дастся вам, стучите, и вам отворят. К сожалению, многие молодые люди сейчас, даже те, кто воспитывался с детства в церковной среде, не выбирают путь священства, это просто очень большая боль, прямо слезы.

К. Лаврентьева

— А почему, отец Владимир? Ведь не всем же становиться священниками.

Протоиерей Владимир

— Вы знаете, наверное, какой-то вот ну такой соблазн, мне кажется, больше всего соблазн происходит через общение в интернете. То есть людям как бы напевают другие совершенно песни, вот рассказывают какую-то другую идеологию, другое мировоззрение, и человек вот покидает путь, к сожалению. У нас есть один алтарник, раб Божий, очень благочестивый, но вот он не скрывает того, что не захотел быть священником, захотел быть богатым. Он мне сказал, что я не пойду в семинарию, не хочу быть священником, я хочу быть богатым человеком. Я говорю: послушай, ты пришел по адресу. Ты что, не читаешь интернета? Священники очень богатые люди, про них рассказывают, что они ездят на мерседесах. Поэтому как раз именно тебе надо становиться священником, если ты хочешь быть богатым. Ну мой алтарник тертый калач, он сказал: нет, батюшка, я знаю, как на самом деле живут священники. Как на самом деле живут священники? На самом деле священники живут средне, вот они не выдаются в богатство и не бедствуют, Господь им посылает вспомоществование, поэтому нормально они живут. Но вот ему, видимо, хотелось чего-то большего.

К. Лаврентьева

— Ну это тоже выбор. Отец Владимир, ведь лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священнослужителем.

К. Мацан

— Или нет?

К. Лаврентьева

— Или нет?

Протоиерей Владимир

— Ну мне остается только смиряться с тем, что я вижу, как наша молодежь, по крайней мере нашего прихода, пока что не идет по пути священства. Я смиряюсь я это принимаю как волю Божию и как промысл Божий. Но в душе я скорблю, честно скажу.

К. Мацан

— Ну, по вашим словам, получается, любопытный момент, кстати, мы, может быть, даже за все годы разговор со священниками о священстве вот так на эту тему не смотрели. Как-то мы молчаливо исходим из того, что это не для всех. Не потому, что люди плохие, недостойные. Ну каждый священник себя считает, я думаю, недостойным этого призвания. А потому что все люди просто разные. И звучит мысль скорее так или по умолчанию предполагается, что было бы, грубо говоря, ошибкой рукополагать в священники того, кто не хочет, не горит, не чувствует в себе призвания. А по вашим словам скорее складывается ощущение, что вот любой может быть священником, лишь бы был крещеный, муж одной жены, семинарию закончил — в принципе, противопоказаний, что называется, не имеет, так почему бы не быть священником.

Протоиерей Владимир

— Вы знаете, немножко, чуть-чуть не так. Я хотел бы ту мысль как бы донести, я не желаю, чтобы рукополагали людей, которые не горят, вот совсем я этого не желаю. Я желаю, чтобы люди горели, чтобы в них огонь возгорелся. Вот, знаете, когда я учился в университете, то Господь мне посылал какие-то вот такие, можно сказать, фразы что ли или выражения, которые я запоминал. В частности, например, мы открыли одну книгу физическую, совершенно не специфическую, и вдруг там эпиграфом слова некоего католического аббата: все штудируйте, после увидите — нет ничего лишнего. И поэтому вот все старались запоминать. И мой преподаватель, который курировал написание моего диплома, сказал мне замечательные слова: надо делать хорошо, а плохо — само собой получится. И из этого я исхожу, что надо стараться стремиться к самому лучшему. Ну если Бог тебя не пустит, то ты увидишь этот промысл Божий. У нас такие случаи в жизни были, когда человек очень хотел быть священником, пока что Господь его не допустил к священству. Поэтому я желаю, чтобы все хотели бы быть священниками, люди, которые могут ими быть, чтобы они хотели, чтобы они выбирали этот путь. Я желаю этого.

К. Лаврентьева

— Отец Владимир, а что дает этот путь, зачем им этого хотеть? Вот сейчас кто-нибудь нас слушает, думает: ну а что, у меня хорошая жизнь, я работаю, у меня семья, мне не надо там, в общем-то, подвизаться с утра до ночи в алтаре, в общем, слушать исповеди бабушек каждый день один и те же. Ну, в общем, да, отец Владимир, в любом случае тут есть какая-то истинная сторона, которую, может быть, кто-то из наших слушателей не знает. Давайте, может быть, приоткроем им ее.

Протоиерей Владимир

— Давайте приоткроем. Давайте.

К. Мацан

— Про исповедь бабушек у Киры большой опыт.

Протоиерей Владимир

— Нет, есть одна тайна...

К. Лаврентьева

— Секретный ингредиент.

Протоиерей Владимир

— Есть одна тайна, которую, пожалуй, надо открыть. Эта тайна заключатся в одном единственном слове — любовь. То есть когда человек возгорелся любовью — ну сравним это с земной любовью: когда человек возгорелся любовью к кому-то, он хочет соединить свою жизнь с жизнью этого человека, то есть заключить просто брак, он просто об этом мечтает. И поэтому он горит желанием, чтобы это произошло. И здесь нечто подобное, я думаю. То есть человек, когда возгорелся любовью к Господу, то он не мыслит себе жизни вне Господа. А жизнь священника, она полностью с Господом, он все время в центре событий он все время является совершителем Божественной литургии, в центре вот этой духовной жизни, в центре этого таинства любви небесной. Ну мне так кажется. Я как бы не настаиваю на своем мнении, может быть, я ошибаюсь. Пусть человек как бы сам тоже ищет, я не буду давить, что я прямо последняя инстанция. Я только лишь говорю свое ощущение, свое вот то, чем я живу и дышу все эти годы.

К. Лаврентьева

— А вот как это в себе открыть? Ведь бывает, человек мучается, страдает, сам с собой борется, а не понимает, почему ему так плохо. И, может быть, ему плохо оттого, что у него какое-то конкретное призвание, а он не может его почувствовать. Как понять, что тебе нужно становиться священником и, в общем, лишние круги не наматывать в сомнениях и терзаниях? Или не нужно становиться? Отец Владимир, вот действительно, есть же люди, которые ну просто не должны становиться священнослужителями, у него совершенно другое призвание. Вот Константин, он, например, журналист прекрасный, автор, писатель, ну он, действительно, пока, наверное, становиться священнослужителем не собирается.

Протоиерей Владимир

— В нашей христианской жизни семь бед — один ответ.

К. Лаврентьева

— Один ответ.

Протоиерей Владимир

— Какой это ответ? Молитва. Мы имеем источник совершенно всемогущей силы, который может и все сделать и решить все вопросы — это Бог, Он все решает. Поэтому мы просто в молитве к Нему обращаемся и спрашиваем у Него. Поэтому надо человеку, который ищет ответа на свои вопросы, просто молиться, чтобы Господь ему указал его путь. И Господь через обстоятельства жизни просто ему этот путь укажет. Я в это верю и в этом многократно убеждался в своей жизни. Вот могу рассказать такой пример, когда молитва горячая наша сбылась. У нас перед храмом в Поджигородово есть такой как бы, как это сказать, пустырь или поле между двумя рядами домов. То есть деревня, два ряда домов, между ними поле, ведущее к храму. Ну так в большинстве деревень было. В наше жуткое время вот эти пустынные поля начали захватывать, и в том числе и наше захватили. Захватили и, слава Богу, обратились сначала к нам: не хотите ли вы у нас купить? То есть они его захватили бесплатно, эти люди, а нам, значит, соответственно продавать. Продавать за очень большие деньги — это 50 соток земли, по коммерческим ценам, соответственно.

К. Лаврентьева

— Самозахват такой.

Протоиерей Владимир

— Да. А если, мол, вы не согласитесь, то мы продадим в частные руки, и его разделят там на три или несколько частей и застроят домами. То есть перспектива ужасная, то есть вид весь храма, он будет загорожен домами, как бы вся эта харизма храма, она как бы умаляется сильно вот этими застройками. И мы поэтому сразу, не раздумывая, согласились: да, мы покупаем. Только денег у нас нет вообще ничего, ни копейки. Ну и говорят: ну мы даем вам срок один месяц, ищите. Через месяц, если вы не находите денег, мы начинаем процесс размежевания этой земли. Подходит этот срок, денег нет. Наступила зима, как раз морозная такая очень, сильный мороз был, и последнее воскресенье, когда мы должны давать ответ. Значит, там это было несколько лет назад, значит, по тем временам с нас требовали три миллиона рублей. А где их взять, было совершенно непонятно, сельскому храму. И я объявляю прихожанам, что вот такая ситуация, мы подверглись беде, денег у нас нет, давайте совершим крестный ход. Большой крестный ход, не просто вокруг храма, а вокруг всей этой земли, и в том числе вокруг храма, с молитвой, чтобы Господь что-то как-то нам помог. И мы все отправились. Мороз был, вот прямо в этот день был самый морозный день года. У нас замерзла вода, которая в чаше, которую мы несли. А благочестивые мужчины еще вышли без шапок. У меня была камилавка, я еще спасался как-то, а они были вообще без шапок, то есть они благочестиво шли без шапок и молились, чтобы Господь что-то сделал. И уже к концу крестного хода у меня сложилось такое ощущение, что сейчас меня будут бить прихожане. Вот за то, что сильный мороз. И, правда, одна бабушка прямо на меня побежала. Я думаю: вот, началось... Она подбегает и говорит: батюшка, давайте каждое воскресенье проводить такой крестный ход!

К. Лаврентьева

— Вы ожидали другого, да.

Протоиерей Владимир

— И только мы совершили этот крестный ход, вдруг вот прямо из-за спины так, из правой стороны, выходит, появляется из воздуха человек, который не был на службе, я его не видел, его не было на службе. И он говорит: батюшка, берите эту землю, и я половину суммы отдаю прямо сразу. А вторую половину Бог нам пошлет. И я звоню этим людям, говорю: мы готовы выплатить половину. Они говорят: мы согласны. Даем вам еще время, чтобы вы нашли остальное. Мы просто совершили крестный ход.

К. Лаврентьева

— Чудеса.

Протоиерей Владимир

— Это было удивительно. Вот молитва прихожан — там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них. Вот слава Богу за все. Вот мы благодарим Господа, что Господь нас вот так посещает.

К. Мацан

— Протоиерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Архангела Михаила села Поджигородова, в Клинском районе Московской области, в Клинском городском округе вернее, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вот вы так прекрасно рассказываете замечательные истории, многие из которых по-настоящему чудесны. И во мне, может быть, уже профдеформация срабатывает, оттого что я знаю, что люди, которые относятся вообще к религии скептически, очень часто отождествляют веру в Бога и веру в чудо. То есть условно говоря, атеист говорит: вы верите в Бога, потому что вы верите в чудо. Вот у вас так много событий вокруг вас происходит, вы их интерпретируете как чудесные. На самом деле, если покопаться, можно найти какие-то обстоятельства, объяснения и так далее, которые это все сформировали. И вот вы верите во что-то такое вот неземное, нереальное, что-то такое таинственное, вы так устроены психологически. Ну вот вера в чудо, потому что. Я, говорит такой собеседник, человек трезвомыслящий, здравомыслящий, я в непроверенные, недоказанные факты не верю, поэтому и в Бога я верить не могу. Потому что у меня по-другому мышление работает, чем у вас, у верующих. И для такого человека вера в чудо просто тождественна вере в Бога. А с другой стороны, нередко мы слышим от христианских авторов, что вера в чудо и вера в Бога — это, в общем-то, разные веры. И мы не верим в Бога потому, что мы видели чудеса. А с нами случаются чудеса, потому что мы верим в Бога. Вот что вы об этом думаете?

Протоиерей Владимир

— Ну вы знаете, вот немножко похожа наша жизнь на экзамен, где мы даем ответ перед Господом Богом. А Бог, Он очень добрый учитель. Он, с одной стороны, очень хочет, чтобы мы правильно все сделали, правильно ответили, сделали правильный выбор в своей жизни. А с другой стороны, как добрый учитель, Сам же нам немножко и подсказывает. И вот эта подсказка это и есть чудо. Но, конечно, по идее, надо ответить без подсказки, сделать правильный выбор. Поэтому, конечно, как бы вера должна быть и без чудес. Мы это слышим из Евангелия: ты, Фома, видел и потому веровал, блаженны же те, кто не видел и уверовал. Но все-таки очень хочется, как каждому студенту, очень хочется, чтобы тебе подсказали, чтобы ты правильно ответил. Потому что вопросы очень трудные. И очень хочется увидеть чудо, встретить чудо для подтверждения своей веры. Но вы знаете, вот Библия, Евангелие, оно уверяет нас больше всего. Вот я, осмысливая свою жизнь, думаю, что все-таки я пришел к вере именно благодаря святому Евангелию. Библия — такая удивительная книга, где описана история Земли, история вселенной, история человечества от начала и до самого конца. Там описано даже то, что еще не произошло. Такой книги больше нет. И вот если мы откроем святое Евангелие, мы можем даже там увидеть, что сама эта книга, она как бы свидетельствует о себе, о вере, об истинности. Вот я вспоминаю случай, вернее событие евангельское, описанное в нескольких Евангелиях и, в частности в Евангелии от Марка, в главе 5-й — воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги. И вот если потом наши слушатели откроют Евангелие, и пусть вчитаются в эти строки, они увидят, как Евангелие свидетельствует об истинности того, что там происходило. Там сказано, что Господь пришел в дом, взяв трех учеников, Петра и братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна. Когда Он вошел в дом, то увидел, что там смятение и плачущие, вопиющие громко, то есть эти люди... И Он сказал им, Господь: что вы плачете? Девочка не умерла, а спит. Хотя эти люди прекрасно могли отличить смерть от жизни, и они точно знали, что она умерла. И смеялись над Ним. Вот если вдуматься, почему Господь так им сказал: девочка не умерла, а спит. Дело в том, что спала не девочка, спали эти люди, которые плакали и вопили громко. К ним пришел Тот, о Котором они точно наслышаны, что Он творит чудеса. По крайней мере великий пророк, а мы знаем, что это Сам Бог был. К ним в дом пришел Бог — Тот, Кто немых делал говорящими, слепых — зрячими, глухих — слышащими, разбитых параличом — скачущими, как олени. Они должны были замолчать: что сейчас произойдет? Такой великий человек пришел в дом. А они как вот вопили громко, так и вопили, то есть никакого, как будто это просто какой-то зашел человек. Поэтому Он их будит, Он их трясет, этих людей, говорит: девочка не умерла, но спит. Они должны проснуться: как спит? Мы же знаем, мы же видим, что она умерла. Но они засмеялись. Очень странная реакция. Вы знаете, мне один раз пришлось хоронить девочку маленькую, трехлетнюю. Произошел такой несчастный случай, как раз в 2000 году, когда небоскребы эти упали, американские, родители посадили в ванну девочку купаться трехлетнюю, и пошли смотреть телевизор, как рушатся эти башни. И нечаянно девочка захлебнулась. Я пришел ее отпевать. На ней трупные пятна, на лбу, хотя сама девочка еще маленькая. Если бы я сказал: что тут собрались, девочка не умерла, а спит. Засмеялся бы кто-нибудь? Не думаю. То есть эти люди все были в горе. В шоке и горе, оттого что произошло, как они могли не усмотреть. Родители вообще были в страшном горе и стыде за то, что вот так не усмотрели. Почему же те люди засмеялись? А оказывается, из других Евангелий мы видим, что там были свирельщики — профессиональные плакальщики. То есть там, на Востоке, есть такой институт плакальщиков, которые приходили и создавали такую траурную обстановку. У нас в России что-то подобное было, когда приглашали оркестр играть на похоронах. Для них это чужие похороны, чужие люди, и они могли там вполне между собой пошутить и засмеяться над чем-то. То есть эти люди, для этих людей оказалось чужое это горе, и поэтому совершенно понятно, что Господь их выгоняет. Он выгоняет всех, кроме Петра, Иакова и Иоанна, и отца, и матери девицы. И вот дальше происходит такая вещь, которая очень кратко описана. Господь подходит и говорит: девочка, тебе говорю: встань. И даже евангелиста, человека, который наблюдал это событие даже удивило, насколько просто Он сказал, что он нам пытается передать, как это прямо вот произошло. Он говорит, как это звучало на их языке: «талифа куми». То есть он нам пытается передать, как же просто Он подошел, взял за руку: «талифа куми» — и девочка встала. Мертвая. И начала ходить, потому что ей было лет около двенадцати. Вот то что она начала ходить, это вообще никакой роли не играет, но евангелист это увидел, как она начала ходить. Она не просто села, не просто там на кровати, не просто даже встала, а вот встала и начала даже ходить, та, которая только что была мертвая. То есть вот такие маленькие детальки невозможно придумать, это вот просто записано со слов того, кто это видел. Это Евангелие от Марка, а там были Петр, Иаков и Иоанн. Мы знаем, что Марка Петр называл своим возлюбленным сыном. То есть это Петр увидел, как она начала ходить, и Марку сказал, он записал в Евангелии. Видевшие пришли в великое изумление. Я не знаю, как бы описали современные, так сказать, журналисты, если бы они увидели воскрешение мертвого человека. А там вот таким кратким словом: видевшие пришли в великое изумление.

К. Мацан

— Сказали бы: это фейк.

К. Лаврентьева

— Знаете, мне кажется, Евангелие очень похоже на православную икону. Вот на православной иконе вроде бы и человек изображен, и не человек. То есть люди не такие, как на иконе изображаются. На католических иконах или на живописных картинах — да, они похожи на настоящих людей, похожи на фотографию. А православная икона, каноническая, она иная, она какая-то вот схематическая такая. И вот Евангелие, оно такое же: видевшие пришли в великое изумление — это просто иконографическое выражение, иконографические слова. И дальше последняя фраза, как Господь сказал им, чтобы они дали ей есть. Ну во-первых, чтобы они никому это не рассказывали, а во-вторых, чтобы дали есть. То есть родители в радости могли забыть, что она вообще-то умерла от истощения, от болезни. А кроме того, давая есть, у них бы прошел страх — это не призрак, это их дочь, она живая. Вот такие мелкие детали удивительные, они свидетельствуют об истинности Евангелия. И вот когда всем советую прочитать святое Евангелие. Библия — это такая еще удивительная книга, что ее надо начинать читать с конца. Вот такой книги больше нет. Она делится на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет — это подготовка человечества к пришествию Спасителя, а Новый Завет — это само пришествие Спасителя. Вот Библию если еще кто-то не читал, надо начинать ее читать именно с Нового Завета, со святого Евангелия. Евангелие в переводе с греческого — благая весть, доброе известие о Христе. А потом, если хватит сил, то прочитать и Ветхий Завет. Если мы Ветхий Завет никогда не прочтем, я не думаю, что это будет катастрофически, но, конечно, его надо читать. Новый Завет если мы не прочтем, вот это может быть для нас катастрофой. Катастрофой для нашей души. Потому что спастись можно только через веру, а вера от проповедника. Современным проповедником является святое Евангелие — книги, которые оставили нам святые апостолы, посланники в переводе с греческого, посланники Господа Иисуса Христа.

К. Мацан

— А когда вы начали читать Евангелие, был какой-то эпизод, какое-то повествование, которое поразило больше всего и вот так на всю жизнь в сердце осталось, к которому, может быть, вы вот обращаетесь мыслями, какой-то важный опыт, связанный с каким-то конкретным эпизодом Евангелия?

Протоиерей Владимир

— Ну вот, наверное, самые слова, которые во мне прямо прозвучали, как колокол, как набат, я уже произнес. Господь говорит: что вы зовете меня: Господи, Господи! А того, что Я вам говорю, не делаете. А так, конечно, я просто читал с раскрытым от удивления ртом вот все, потому что я этого никогда не видел и не слышал. И меня поразила мудрость Евангелия. Вот как сказано в Евангелии, на это еще обращал внимание наш проповедник, протоиерей Александр Шмеман, что там такие слова есть: никогда не говорил так человек, как этот Человек. То есть вот ну нет больше такого, такой глубины ни у кого больше нет, ни у какого мыслителя, ни у какого философа. Такой вроде бы простоты, она ведь, книга-то, короткая и написана достаточно просто, и в то же время такой неизмеримой глубины. Евангелие, вы знаете, прекрасно еще сказал владыка Иларион (Алфеев), я прочитал у него замечательную мысль, что Господь, говоря Свои речи к ученикам и к людям, фактически им дает словесную икону Бога. То есть в Евангелии мы просто видим Бога, каков Он есть. И когда мы это видим, то, конечно, мы не можем остаться, мир уже не бывает прежним, все изменяется, если только человек откликнется. Таинство любви заключается в том, что люди влюбляются друг в друга, да. Здесь это таинство, оно уже наполовину произошло: Бог влюбился в нас. Это об этом свидетельствует Евангелие: так возлюбил Бог мир и каждого человека, каждого из нас, что даже Сына Своего Единородного не пожалел отдать на смерть крестную. Вот мы своего ребенка не отдадим на смерть даже за хорошего человека. А Бог отдал Своего Сына за каждого из нас. Если бы мир был так устроен, что мы умирали не один, а миллиарды раз, может быть, Христос умер бы за каждого из нас в отдельности. Но мир устроен так, что мы живем один раз и умираем один раз, и Бог один раз отдает жизнь Свою за жизнь всего мира. И мы об этом не просили Бога, Он Сам в этом нам признался, признался в любви. Бог так возлюбил мир. То есть таинство любви наполовину свершилось — Бог полюбил нас. Остается завершить это таинство — ответить Ему на любовь своей любовью. Вот как ответит человек, зависит уже от каждого из нас. Бог не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. Бог хочет, чтобы мы все сделали правильный выбор и полюбили бы Его. И, собственно, если мы это сделаем, то Библию можно не читать. Потому что Библия заключается всего-навсего в двух предложениях — и это придумал не я, это Сам Господь нам открыл. Эти два предложения — эти две заповеди Божии: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем помышлением твоим. И вторая заповедь — возлюби ближнего, как самого себя. Собственно, в этом и заключается вся Библия. Если мы это исполним, то можем ее не читать.

К. Мацан

— Аминь. Хочется сказать в конце такого разговора...

К. Лаврентьева

— Да, лучше слов не найти для завершения.

К. Мацан

— Помолчать и подумать о том, что услышано и вами сказано. Спасибо огромное. Протоиерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Архангела Михаила в селе Поджигородово — это Клинский городской округ Московской области, был сегодня гостем «Светлого вечера». В студии была моя коллега Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан. Спасибо, до свидания.

К. Лаврентьева

— Всего вам хорошего.

Протоиерей Владимир

— Спаси, Господи, всех.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем