
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 72 зач., III, 10-20.
Глава 3.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?
18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Понятие праведности — одно из ключевых для Священного Писания. Праведник — это тот, кто находится в особых взаимоотношениях с Богом. Тот, кто с усердием исполняет предписания религиозной традиции, старается в соответствии с ними организовывать свою жизнь. Так он не на словах, а на деле доказывает свою веру и верность Творцу. Но в чём же именно заключается праведность? Сегодня апостол Иоанн довольно конкретно отвечает на этот вопрос.
Для него быть праведным — это значит любить тех, кто тебя окружает. По мнению Иоанна, это фундамент праведности, без которого здание здоровой духовной жизни построить принципиально невозможно. Можно сказать, что любовь для апостола — ядро христианского закона. Это состояние, которое должно быть главной движущей силой подлинных последователей Спасителя. Жизнь без любви — это смерть и тьма. И, напротив, любовь сообщает человеку душевную полноту, дарит ему внутренний свет, в каких бы обстоятельствах он не находился.
Но что значит любить человека? Трактовка Иоанна, да и всей христианской традиции, радикально отличается от тех представлений о любви, которые живут в нашем сознании. Подлинная любовь в христианском понимании не чувство, которое возникает между мужчиной и женщиной и влечёт их друг ко другу. Скорее, это общее духовное состояние человека. Такое состояние, когда он, полностью отдавая себе отчёт в своём решении, без лишних эмоций и пафоса, способен пожертвовать чем-то дорогим для себя ради другого, чтобы жизнь его ближнего стала более содержательной. В этом смысле любовь может быть направлена не только на лицо противоположного пола, но и на всякого, с кем тебя свела жизнь. Влюблённость может испытывать каждый человек, ведь это во многом не более чем инстинкт, а вот к подлинной любви способен лишь человек с широкой душой и мягким сердцем. То есть лишь тот, кто умеет, если это необходимо, переступить через свой эгоизм ради окружающих.
В качестве примера такой любви Иоанн указывает на подвиг Спасителя, Который отдал Свою жизнь на кресте за всякого человека. Апостол призывает и нас подражать этому подвигу. Каждый в свою меру способен научиться сострадать другому и соучаствовать в его делах. И лишь в той степени, в какой мы развили в себе это качество, мы являемся христианами, то есть, участниками семьи Божией, в которой господствует любовь, главное и непременное условие жизни вечной.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











