Виктора Розова называли христианским драматургом. В жизни и творчестве он призывал не скупиться творить добро, как и положено по библейским заповедям. А про его жену Надежду Козлову говорили, что она входит в почётный список редких писательских жён, считающих главным делом своей жизни помогать мужьям создавать бессмертные произведения.
Виктор Сергеевич называл себя счастливым человеком. Ему - простому пареньку удалось закончить театральную школу и стать актёром. Он встретил и на всю жизнь полюбил очаровательную актрису Надю Козлову. Это было ещё до Великой Отечественной войны. Надя долгих 10 лет не принимала ухаживаний. Но любовь к ней помогла Розову выжить на войне. Тяжело раненый, а по сути умирающий в палате смертников, Виктор написал стихи своей Наденьке:
И ты приходишь, вся из света,
Моей единственной во всём,
В том платье, помнишь, из вельвета
С коротким узким рукавом...
В 1945 году Надя согласилась выйти замуж за Виктора. Совместная жизнь начиналась трудно: у Розова не было никаких перспектив. 15 лет супруги ютились в келье Зачатьевского монастыря, где были устроены коммуналки. Но и эти годы и последующие сорок Розовы были счастливы. Надя - востребованная актриса - оставила театр ради семьи, ради сына и дочери, а главное ради Витюши, которому посвятила себя полностью.
Розов, которому ранение и хромота, не позволили вернуться на сцену актёром, пришёл туда драматургом. Первая пьеса Розова - та, по которой был снят самый пронзительный фильм о войне «Летят журавли» писалась в 43 году. У молодого искалеченного солдата не было денег и работы, даже электричества не было – писал при свете коптилки. Отнёс готовую пьесу литераторам. Цензор вернул рукопись. Сказал, что читал и плакал всю ночь, но пропустить не может. Розов на другой результат даже не рассчитывал. И ушёл довольный – ведь первый читатель его пьесы плакал. Это само по себе маленькое, но счастье. Большое счастье грянуло, когда спустя 13 лет этой пьесой открылся театр «Современник», а ещё через два года фильм «Летят журавли» получил на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь.
Пьеса и фильм прославили Розова. В келью Виктора и Нади в Зачатьевском монастыре мешками приходили письма с поздравлениями, на огонёк забегали московские знаменитости. Потом в жизни драматурга случалось всякое: пьесы то ставились, то о них не вспоминали, критики то любили его, то ненавидели, власти или хвалили или не замечали. Но Розов всё равно был счастлив и продолжал работать.
В 1995 году Розовы отметили золотую свадьбу, а в 21 веке уже неизлечимо больной Виктор Сергеевич обвенчался с Надеждой Варфоломеевной. Она говорила, что Розова давно уже похоронили врачи, но Господь не хотел их разлучать. До последнего вздоха Виктора Сергеевича они были вместе. Пока Розов жил, Надежда Варфоломеевна бодрилась, а когда он ушёл, продержалась меньше двух лет.
Виктор Розов до конца своих дней говорил людям о любви, о милосердии и доброте. Да что там говорил - Розов проповедовал, понимая, что проповедь добра не тускнеет со временем. Наверное, поэтому Виктору Сергеевичу была дарована счастливая судьба и верная спутница, настоящая муза, которую он любил всю свою жизнь.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.