Виктора Розова называли христианским драматургом. В жизни и творчестве он призывал не скупиться творить добро, как и положено по библейским заповедям. А про его жену Надежду Козлову говорили, что она входит в почётный список редких писательских жён, считающих главным делом своей жизни помогать мужьям создавать бессмертные произведения.
Виктор Сергеевич называл себя счастливым человеком. Ему - простому пареньку удалось закончить театральную школу и стать актёром. Он встретил и на всю жизнь полюбил очаровательную актрису Надю Козлову. Это было ещё до Великой Отечественной войны. Надя долгих 10 лет не принимала ухаживаний. Но любовь к ней помогла Розову выжить на войне. Тяжело раненый, а по сути умирающий в палате смертников, Виктор написал стихи своей Наденьке:
И ты приходишь, вся из света,
Моей единственной во всём,
В том платье, помнишь, из вельвета
С коротким узким рукавом...
В 1945 году Надя согласилась выйти замуж за Виктора. Совместная жизнь начиналась трудно: у Розова не было никаких перспектив. 15 лет супруги ютились в келье Зачатьевского монастыря, где были устроены коммуналки. Но и эти годы и последующие сорок Розовы были счастливы. Надя - востребованная актриса - оставила театр ради семьи, ради сына и дочери, а главное ради Витюши, которому посвятила себя полностью.
Розов, которому ранение и хромота, не позволили вернуться на сцену актёром, пришёл туда драматургом. Первая пьеса Розова - та, по которой был снят самый пронзительный фильм о войне «Летят журавли» писалась в 43 году. У молодого искалеченного солдата не было денег и работы, даже электричества не было – писал при свете коптилки. Отнёс готовую пьесу литераторам. Цензор вернул рукопись. Сказал, что читал и плакал всю ночь, но пропустить не может. Розов на другой результат даже не рассчитывал. И ушёл довольный – ведь первый читатель его пьесы плакал. Это само по себе маленькое, но счастье. Большое счастье грянуло, когда спустя 13 лет этой пьесой открылся театр «Современник», а ещё через два года фильм «Летят журавли» получил на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь.
Пьеса и фильм прославили Розова. В келью Виктора и Нади в Зачатьевском монастыре мешками приходили письма с поздравлениями, на огонёк забегали московские знаменитости. Потом в жизни драматурга случалось всякое: пьесы то ставились, то о них не вспоминали, критики то любили его, то ненавидели, власти или хвалили или не замечали. Но Розов всё равно был счастлив и продолжал работать.
В 1995 году Розовы отметили золотую свадьбу, а в 21 веке уже неизлечимо больной Виктор Сергеевич обвенчался с Надеждой Варфоломеевной. Она говорила, что Розова давно уже похоронили врачи, но Господь не хотел их разлучать. До последнего вздоха Виктора Сергеевича они были вместе. Пока Розов жил, Надежда Варфоломеевна бодрилась, а когда он ушёл, продержалась меньше двух лет.
Виктор Розов до конца своих дней говорил людям о любви, о милосердии и доброте. Да что там говорил - Розов проповедовал, понимая, что проповедь добра не тускнеет со временем. Наверное, поэтому Виктору Сергеевичу была дарована счастливая судьба и верная спутница, настоящая муза, которую он любил всю свою жизнь.
«Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира БазУрина и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Общемосковский крестный ход;
— Интервью и дискуссии как способ поделиться духовным опытом;
— Роль прихожан в жизни храмов и церковных общин;
— Нейросети как новый вызов образованию.
Все выпуски программы Журнал
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.