Иак., 50 зач., I, 1-18.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема, которую сегодня поднимает в своем послании апостол Иаков, — тема искушений. Начинает он с очень необычной рекомендации: оказывается, когда мы впадаем в разного рода искушения, нам необходимо радоваться. В чем смысл этого призыва? Всё дело в том, что слово «искушение» можно понимать в разных смыслах. С одной стороны, это греховный соблазн. Именно в этом смысле мы используем это слово в молитве «Отче наш», когда просим Бога «не введи нас в искушение», то есть, не допусти нам впасть в грех. Однако, с другой стороны, искушение — это испытание. На это указывает сам корень слова — «искус». Для того, чтобы человек стал в чем-то искусным, он должен пройти искус, испытание, искушение. Именно поэтому, например, история, в которой рассказывается о том, что Господь просит принести патриарха Авраама в жертву своего сына, Исаака, начинается со слов: «Бог искушал Авраама и сказал ему». Господь хотел сделать патриарха более искусным в его верности и доверии Творцу. Еще один пример видим в книге Судей. Когда Израиль пришел в землю обетованную, Бог оставил живущих там язычников, чтобы искушать ими еврейский народ. То есть, чтобы евреи окрепли в своем духовном состоянии, всякий раз предпочитая веру в единого Бога язычеству. Иными словами, подобные искушения проходит спортсмен, когда готовится к соревнованиям. Как говорится в одной поговорке, «северный ветер рождает викингов». Именно в этом смысле использует слово искушение апостол Иаков. И далее он поясняет, чем же так важно искушение в жизни человека: оно порождает терпение, которое благодатно действует на душу, очищая ее от всего наносного. От того, что отделяет нас от Бога. В результате в ней появляется несгибаемая твердость веры. Это вера не благодаря обстоятельствам, а вопреки. Именно за такую крепкую веру Господь дает человеку обильную благодать. А потому апостол и призывает нас радоваться, когда нас постигают разного рода испытания.
Каждый из нас должен быть готов к тому, что на своем христианском пути он будут встречать различные искушения. Это может всё, что угодно: печали от внешних тягот, разочарования в людях, тоска от потери любимых, внутренние борения. Всё это следует воспринимать не столько как возмездие за наши грехи, сколько как инструмент Божественного Промысла, который стремится поднять нас на еще большую духовно-нравственную высоту. Приблизить нас к Творцу. Важно помнить при этом, что Господь не дает испытаний сверх наших сил. Но попускает нам преодолевать их, чтобы мы стали еще сильнее и ближе к Его Небесному Царству.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.