Адрес храма Святителя Николая в Котельниках:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8;
Ближайшая станция метро "Таганская".
Схема поезда:
Контакты:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8,
Телефон/факс: +7 (495) 915-05-06,
E-mail: hram@pccs.ru.
Адрес сайта: http://pccs.ru/index.html
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках была построена на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1824 году.
Но не все так просто ни с храмом, ни с храмоздателем.
Храм Николая Чудотворца известен в этом месте как минимум с 16-го века. Был он, понятно, деревянным, а судьбы деревянных церквей в тогдашней деревянной Москве частенько были похожими. В том смысле, что не миновали их московские пожары. Вот и этот храм сгорел в 1625 году. Однако ж его построили вновь. А спустя 30 лет на месте деревянной церкви купцы Строгановы, жившие неподалеку, на Гончарной улице, ставят каменную.
В 1688 году снова на средства Строгановых Никольская церковь перестраивается, и в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
И не зря именно в честь этих святых. Строгановы, известные купцы и промышленники, сделали свое состояние именно на Севере, сначала в Двинской земле, а позже и на Урале. Оттого и соловецкие святые почитались Строгановыми особо, учитывая еще и предание, что их предок их Федор Лукич лично знавал Зосиму Соловецкого.
В 1824 году пострадавший во время большого московского пожара 812-го года Никольский храм строится заново. О чем, как мне представляется можно только пожалеть. В определенном смысле. И вот в каком: среди прочего Строгановы известны тем, что по их имени назван архитектурный стиль – «строгановское барокко», характеризующееся, среди прочего, исключительными пышностью и богатством. И надо полагать, что построенные ими церкви как раз представляли этот стиль. И жаль, что мы их не увидим…
Однако, как бы там ни было, в 1824 году князь Сергей Михайлович Голицын – единственный московский потомок Строгановых – решил увековечить новой церковью память своих знаменитых предков.
Проект в стиле «поздний ампир» разработал известный архитектор Осип Иванович Бове, а воплощал уже другой, но не менее известный архитектор Дементий Иванович Жилярди.
И, понятно, что здание храма отражало не традиционно русские, а европейские тенденции в церковном русском зодчестве того времени. Такие храмы более свойственны европеизированному Санкт-Петербургу, нежели патриархальной Москве.
При этом мы совершенно не имеем в виде, что храм некрасив – как-то мы уже отмечали, что некрасивых храмов не бывает.
И не вдаваясь в годы злоключений – а они, увы, были – закончим тем, что храм Николая Чудотворца в Котельниках ждет своих прихожан в Первом Котельническом переулке, дом 8.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема