
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 233 зач., VI, 10-17.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Отрывок, который мы сейчас услышали, как и всё послание к Ефесянам, судя по всему, написан апостолом Павлом в тюрьме. Это может показаться чем-то несущественным, но, если мы припомним, что он не был нарушителем закона, а вел жизнь праведную и благочестивую, его текст нас просто поразит.
Наверное, всякий может припомнить историю из своей жизни, в которой он был невиновен и пострадал из-за несправедливого указания других людей. Кого мы при этом обычно обвиняем? Естественно, тех, из-за кого мы терпим наказание. Хуже того, нередко, даже прекрасно понимая, что мы виновны, мы начинаем оправдываться сами и обвиняем других. Но как же поступает апостол? Он никого ни в чем не обвиняет. Ни тех первосвященников и книжников, которые были виновны в убийстве Христа. Ни тех из них, кто виновен в его собственных проблемах. Хотя уж он, по нашим меркам, вполне имел право это делать. Но он пишет совершенно о другом.
Сидя в тюрьме и будучи совершенно бессилен, что-либо изменить, он буквально создает гимн силе Божией, всё побеждающей. Для язычников древности было вполне естественно думать, что, если ты проиграл, значит твои боги слабее. Да и каждый из нас, не начинает ли сомневаться и унывать, как только попадает в трудную ситуацию? Но апостол не обвиняет и Бога, напротив, еще больше задумывается о Его силе и торжестве.
Понимая, что не у всякого христианина хватит веры правильно относиться к испытаниям, которые выпадают на его долю, апостол подчеркивает: наша брань не против плоти и крови... То есть в идеале христианин никогда не борется с другими людьми, но с духами злобы... и не только с теми из них, кто может быть назван демонами, но и со своей собственной злобой, со своими собственными страстями.
Значит ли это, что апостол никогда не считал никого из людей виновным в каком-либо зле? Конечно, нет. Мы можем вспомнить, как в самых разных посланиях он указывает на неправоту иудействующих или самих учеников, которые совершают те или иные грехи. Однако он, даже обличая их, не осознает свою деятельность как борьбу против них. Нет, христианин борется против зла, но не против человека. И даже люди, которые выбирали сторону зла, не могут до конца стать злом, сохраняя в глубине души способность покаяния.
Итак, смотря на воина, к которому он прикован, апостол представляет своих учеников воинами духовными. Так, например, они одеты не в простую броню, но в броню праведности. Как железная броня должна сделать человека недоступным для нападения, так же для духовного и нравственного нападения, он становится недоступным, когда дела его праведны. Известно, что иногда окружающие могут выдвигать обвинения на ложных основаниях, но перед Богом и совестью праведный человек будет чист. Как пояс воина делает его собранным, подтянутым, способным к оперативным действиям, христианина внутренне собирает истина. Ориентируясь на нее, человек оказывается способен совершать правильный выбор в самых сложных ситуациях. При этом важно, что для апостола христианин — это не тот, кто, будучи воином духовным, нападает на людей... Совсем наоборот: он миротворец, потому что обут в готовность благовествовать мир. Ему непросто на этом пути, но доверие Богу, надежда на Его любовь и спасение позволяют всё преодолеть.
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема