
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 233 зач., VI, 10-17.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Отрывок, который мы сейчас услышали, как и всё послание к Ефесянам, судя по всему, написан апостолом Павлом в тюрьме. Это может показаться чем-то несущественным, но, если мы припомним, что он не был нарушителем закона, а вел жизнь праведную и благочестивую, его текст нас просто поразит.
Наверное, всякий может припомнить историю из своей жизни, в которой он был невиновен и пострадал из-за несправедливого указания других людей. Кого мы при этом обычно обвиняем? Естественно, тех, из-за кого мы терпим наказание. Хуже того, нередко, даже прекрасно понимая, что мы виновны, мы начинаем оправдываться сами и обвиняем других. Но как же поступает апостол? Он никого ни в чем не обвиняет. Ни тех первосвященников и книжников, которые были виновны в убийстве Христа. Ни тех из них, кто виновен в его собственных проблемах. Хотя уж он, по нашим меркам, вполне имел право это делать. Но он пишет совершенно о другом.
Сидя в тюрьме и будучи совершенно бессилен, что-либо изменить, он буквально создает гимн силе Божией, всё побеждающей. Для язычников древности было вполне естественно думать, что, если ты проиграл, значит твои боги слабее. Да и каждый из нас, не начинает ли сомневаться и унывать, как только попадает в трудную ситуацию? Но апостол не обвиняет и Бога, напротив, еще больше задумывается о Его силе и торжестве.
Понимая, что не у всякого христианина хватит веры правильно относиться к испытаниям, которые выпадают на его долю, апостол подчеркивает: наша брань не против плоти и крови... То есть в идеале христианин никогда не борется с другими людьми, но с духами злобы... и не только с теми из них, кто может быть назван демонами, но и со своей собственной злобой, со своими собственными страстями.
Значит ли это, что апостол никогда не считал никого из людей виновным в каком-либо зле? Конечно, нет. Мы можем вспомнить, как в самых разных посланиях он указывает на неправоту иудействующих или самих учеников, которые совершают те или иные грехи. Однако он, даже обличая их, не осознает свою деятельность как борьбу против них. Нет, христианин борется против зла, но не против человека. И даже люди, которые выбирали сторону зла, не могут до конца стать злом, сохраняя в глубине души способность покаяния.
Итак, смотря на воина, к которому он прикован, апостол представляет своих учеников воинами духовными. Так, например, они одеты не в простую броню, но в броню праведности. Как железная броня должна сделать человека недоступным для нападения, так же для духовного и нравственного нападения, он становится недоступным, когда дела его праведны. Известно, что иногда окружающие могут выдвигать обвинения на ложных основаниях, но перед Богом и совестью праведный человек будет чист. Как пояс воина делает его собранным, подтянутым, способным к оперативным действиям, христианина внутренне собирает истина. Ориентируясь на нее, человек оказывается способен совершать правильный выбор в самых сложных ситуациях. При этом важно, что для апостола христианин — это не тот, кто, будучи воином духовным, нападает на людей... Совсем наоборот: он миротворец, потому что обут в готовность благовествовать мир. Ему непросто на этом пути, но доверие Богу, надежда на Его любовь и спасение позволяют всё преодолеть.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великий Четверг. Тайная Вечеря». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в студии руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о смыслах Великого Четверга и об истории установления таинства Причастия Спасителем на Тайной вечери накануне Своей Крестной смерти.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий Князь Сергей Александрович». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Наша гостя рассказала об удивительной исторической находке в Москве — обнаруженном основании давно разрушенного храма Преображения Господня при братском кладбище жертв Первой Мировой войны, который был построен знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, по просьбе княгини Елизаветы Федоровны.
Также разговор шел о выставке «Августейший хозяин Москвы», посвященной Великому Князю Сергею Александровичу и о его роли в истории города.
А также об установке памятника Великокняжеской чете Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, установленном в Климентовском переулке города Москвы осенью 2024 года в день 160-летия со дня рождения Великой Княгини. И о многочисленных трудах Великокняжеской четы, благотворительных и социальных начинаниях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер