
Апостол Павел. Мозаика
Кол., 254 зач., II, 8-12.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке мы встречаем очень нехарактерное для павловых посланий слово — «философия». Собственно, его апостол употребил только один раз — здесь. Кажется вполне очевидным, что слово «философия» в языке апостола Павла не равно тому понятию, которое подразумевается под этим словом сегодня. Исследователи Нового завета утверждают, что апостол имел в виду не философию как любовь к мудрости — именно так переводится с греческого это слово — Павел описывал конкретное учение, причем учение это не было христианским.
Как и во многих других своих посланиях, в Послании к Колоссянам апостол вынужден был полемизировать с некоторыми иудейскими воззрениями, которые проникли в христианскую среду. Стоит сказать, что такого рода проникновения иудаизма в христианство не были характерны лишь для апостольской эпохи, в том или ином виде они дают о себе знать всегда, в том числе и сегодня. Любопытно здесь то, что носителями некоторых сугубо иудейских воззрений зачастую становятся особо ревностные христиане. Но, конечно, в каждую эпоху христианские уклонения в иудаизм проявляют себя по-разному. Во времена апостола Павла они в большинстве случаев выражались в стремлении к исполнению обрядового закона Ветхого завета. Например, в этом отрывке речь идет об обрезании.
Сегодня, конечно, не существует христианских общин, в которых проповедовалась бы необходимость строгого соблюдения закона Моисея. Но есть нечто иное. К примеру, стремление к изоляции. Дело в том, что сегодняшний иудаизм не является миссионерской религией, в том смысле, что он не ставит перед собой цели привлечь к себе всех и каждого, в наши дни свою миссию он сосредотачивает исключительно на евреях. Тогда как христианство устроено совершенно иным образом: по своей природе оно не может не быть миссионерским. Такое его устроение заложено Самим Христом, Он неоднократно в качестве одной из Своих заповедей говорил о том, что Его ученики должны быть, как о том сказано в книге Деяний святых апостолов, свидетелями Христа Воскресшего «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8), а в Евангелии от Матфея та же самая заповедь выражена такими словами Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Получается, что стремление некоторых христиан закрыться внутри своих общин и минимизировать соприкосновение с внешним нехристианским миром — это ни что иное, как уклонение от исполнения прямой и недвусмысленной Христовой заповеди, причем уклонение в духе современного иудаизма.
Впрочем, здесь необходимо сделать важную оговорку: в наше время иудаизм очень неоднороден, поэтому высказанное ранее обобщение нельзя считать в полной мере корректным. Значение же имеет тот факт, что упомянутая апостолом Павлом «философия» — это не частная проблема христианской общины древнего города Колоссы, это непреходящая угроза для любой другой общины христиан, и здесь не имеет значения, как именно выражает себя чуждая христианскому духу «философия». Апостол Павел, как и всегда в своих посланиях, предлагает в качестве рецепта взирать на Христа Спасителя, слушать только Его, и ни на что иное не обращать внимание, каким бы привлекательным, разумным и мудрым оно не казалось.
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Изучение истории предков». Евгений Тугаринов

Евгений Тугаринов
У нас в гостях был регент, кандидат искусствоведения, член Союза писателей России, художественный руководитель детской хоровой студии «Царевич» Евгений Тугаринов.
Наш гость рассказал о том, как благодаря изучению своего рода и написании об этом книги узнал удивительную историю своих предков, среди которых были и правители, и знаменитые ученые, и священники и как в их судьбах отразилась история страны.
Все выпуски программы Светлый вечер