
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В древнем мире переход от детства к совершеннолетию сопровождался определенными обрядами. Суть всех ритуальных действий заключалось в том, чтобы засвидетельствовать перед людьми, что отныне мальчик становится мужчиной и принимает на себя обязательства перед обществом. До этого он был в глазах закона ребенком, и за его поступки отвечали взрослые, теперь же, как полноправный хозяин своей жизни, он мог самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но самое главное, он становился полноправным владельцем отцовского наследства. Именно в этом контексте можно понимать только что услышанные слова апостола Павла.
В ветхозаветные времена, когда религиозное сознание человечества находилось в детском состоянии, и люди были незрелы духовно и нравственно, им был дан ритуальный закон. По сути, свод формальных предписаний, который регламентировал их отношения с Богом, а также набор механических действий, исполняя которые, они могли свидетельствовать о своей вере и благочестии. Когда пришла «полнота времен», то есть возникли необходимые предпосылки, явился Христос и освободил людей от власти обрядового закона. Люди перестали быть рабами закона. Они достигли возраста совершеннолетия и теперь могут выстраивать свои отношения с Творцом на иных основаниях. По сути, они вступили в права наследства. Обрели свободу и вместе с ней права любимых детей, которым отец передает всё свое имущество.
Свидетельством этого, по замечанию апостола, служат слова, с которыми христиане обращаются к Богу, — «Авва, Отче!» «Авва» — арамейское слово, которое буквально может быть переведено как «папочка». Часто это слово звучало из уст Спасителя. Апостол считает, что такое неформальное обращение к Творцу — результат воплощения Христа, а также плод действия Святого Духа, который после смерти и воскресения Господа в полноте действует в Церкви и в сердцах верных последователей Спасителя.
Не случайно этот отрывок из послания апостола читается в праздник Рождества Христова. Ведь именно этот момент положен в основание той череды событий, которые сделали для нас возможным обращаться к Богу не как к далекому и грозному владыке Вселенной, но как к родному отцу, который сделал нас своими детьми, способными наследовать Его Небесное Царство.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











