Адрес храма Апостолов Петра и Павла в Ясенево:
117463, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42,
храм расположен в трёх минутах ходьбы от метро Новоясеневская (бывш.Битцевский парк).
Схема проезда:
Контакты:
Новоясеневский пр., 42, Москва, 117463
8 (495) 422-22-77
Адрес сайта: optina.org.ru/
Церковь Апостолов Петра и Павла в с. Ясенево теснейшим и естественным образом связано и с историей села, и с историей одноименной усадьбы. Село это, известное аж с 1339 года, было сначала великокняжеской, а позже – царской вотчиной.
До конца 18 века Ясенево принадлежало Лопухиным. Потом оно пару раз поменяло владельцев, а в 1800 году его купил Павел I и подарил своей фаворитке Анне Петровне Гагариной.
Позже селом владел Сергей Иванович Гагарин, при коем в усадьбе развивалось и процветало оранжерейное хозяйство, ферма для разведения тонкорунных овец, и большой сад.
Он же выделил средства на реконструкцию нынешней церкви Апостолов Петра и Павла, кою возвели ранее, в середине 18-го века.
Владельцем села на момент возведения церкви был Феодор Авраамович Лопухин (внук тестя царя Петра I). Это именно он возле храма, выстроенного в стиле позднего елизаветинского барокко, построил саму усадьбу Ясенево и разбил парк с аллеями и прудами.
Первоначально каменный храм состоял из одного кубовидного объёма холодного центрального придела, с 8-гранным барабаном, который был прорезан 8-ю окнами и увенчан куполом.
После еще одной реставрации храм Петра и Павла приобрёл нынешний облик, в основе коего лежит трёхчастная осевая симметричная композиция «храм-притвор-колокольня» - это, пожалуй, самый распространенный тип композиции эпохи классицизма.
К слову, после смерти Гагарина имение унаследовала его дочь Мария Сергеевна Бутурлина (троюродная сестра А.С. Пушкина). Сыновья ее владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г.
А вот 9 июля 1822 года в церкви апостолов Петра и Павла венчались Мария Николаевна Волконская и подполковника Николай Ильич Толстой — родители писателя Льва Толстого.
В 1924 году главный дом усадьбы сгорел, а в 30-е годы закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, к сожалению погибла.
Однако в 1973-1976 годах церковь внешне отреставрировали, и даже воздвигли кресты на храме и колокольне. Восстановили водонапорную башню с флюгером, заново воссоздали усадебный дом. Но тем не менее, территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.
И лишь в 1989 году храм вместе с домом причта передали церкви.
Ныне храмом является московским подворьем Оптиной пустыни, где активно продолжаются восстановительные работы.
Адрес Храма апостолов Петра и Павла - Новоясеневский проспект, д. 42
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.