Когда-то давно, еще на заре своего воцерковления, от одного иностранца я услышал такую фразу: «Все науки, которые я изучал, можно уместить в голове целиком. Но если я попробую уместить в голове целиком христианство — голова взорвется». В этой фразе для меня было что-то загадочное. Я понимал, что это намекает на величие христианской религии, но как это может проявляться в обычной жизни обычного верующего человека. Спустя несколько лет мне кажется, что я начал понимать — как.
Читая книги, беседуя с умными людьми, исповедуясь и причащаясь, ты шаг за шагом открываешь для себя христианство с новых и новых сторон. А на каждом этапе что-то одно из того, что ты к сегодняшнему дню знаешь, является для тебя самым важным, центральным, самым актуальным, своего рода доминантой. Например, в начале моего пути переломным моментом для меня стало то, что Христос — мера всех вещей, и в любой ситуации нужно рассуждать, а как бы на моем месте поступил Христос. Мне казалось, это и есть христианство.
Когда с этой мыслью я более или менее свыкся, ей на смену пришла другая доминанта — ощущение молитвы, когда ясно чувствуешь, что вот прямо здесь и сейчас реально предстоишь перед Тем, Кто тебя реально видит и слышит, но кого ты не видишь и все же обращаешься к Нему и веришь, что получишь ответ. Это ощущение реального богоприсутствия. Пережив такое впервые, я стал думать, что это — и есть христианство.
Когда это уже перестало быть для меня новостью, на смену этому в душе пришла идея препоручения себя в руки Бога. Молитва «Да будет воля Твоя» — стала самой главной и самой любимой. Это была радость препоручать себя в руки Бога, знать и просить Господа решить за меня — потому что Ему виднее, а я буду просто честно выполнять свое дело.
Потому на смену этому пришла новая доминанта — идея о важности покаяния. О том, что жизнь души после смерти зависит от того, как я здесь при жизни исправлю свои грехи. А исправить я их могу только с Божьей помощью, а Бог помогает тому, кто признает, что без Бога не может — то есть, кается.
В обычной человеческой логике новая доминанта стремиться заменить собой предыдущую как устаревшую, как отработанную. Но в вопросе веры так не бывает. Новая доминанта должна прибавлять себя к предыдущей. Это новый этап, на который ты переходишь, неся с собой весь уже накопленный багаж. В этом смысле невозможно свести христианство к чему-то одному и сказать: христианство — это то-то и то-то. Такое определение всегда окажется ущербным, потому что христианство — это все сразу. И Христос как мера всех вещей. И ощущение богоприсутствия. И желание подчинить свою волю воле Божьей. И покаяние. И это список никогда не закончится — если ты только по-настоящему к Богу стремишься. Поэтому пытаться свести христианство к одной удобной формуле и впихнуть ее в голову — и вправду не получится. Голова взорвется.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







