— Простите, пожалуйста, вы местный?
— Нет, я проездом в Астрахани. У меня осталось 5 часов до самолёта, и я решил посвятить их картинной галерее. А вы что-то спросить хотели?
— Да, я вот всё смотрю на картину Михаила Нестерова «За Волгой» и думаю — какие именно края изобразил художник? Ведь, наверное, где-то поблизости такая красота? Вот так бы встать на откосе, как эти мужчина и женщина на полотне, и смотреть, смотреть на золотой закат, на разлив. Но, раз вы не здешний, простите за беспокойство.
— Извиняться не за что, никакого беспокойства. А картина эта, насколько я знаю, входит в цикл художника, созданный под впечатлением от произведений писателя Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Значит, и места здесь представлены те, в которых разворачивается действие романов.
— Если так, то именно это полотно посвящено роману «На горах» — зрителю открывается вид с высокого берега Волги.
— Точно! Помните, в начале повествования писатель объясняет, что от устья Оки до Саратова и дальше правая сторона Волги горами зовётся. Начинаются они от Мурома, тянутся до Нижнего Новгорода и потом вниз по реке. В тех краях и можно поискать пейзаж, который вам полюбился.
— Да, я уже поняла. Скорее всего, это под Нижним Новгородом. Именно там жили купцы-старообрядцы, жизнь которых так подробно описал Павел Мельников-Печерский. Я его романы хорошо помню. Вот только не знала, что Михаил Нестеров проиллюстрировал некоторые их сюжеты на своих полотнах. И как верно передал типажи героев! Молодой мужчина на картине одет по-купечески: белая рубаха-косоворотка, длинный кафтан, картуз на голове. А девушка в тёмном сарафане явно из семьи староверов. Смотрите, как глухо на ней платок повязан — и лоб закрыт, и плечи. Только у хранителей древнего обряда так строго соблюдали целомудрие в одежде.
— Вы так хорошо знаете традиции этого сословия?
— Конечно, ведь мой прапрадед Василий Фёдорович торговал солью на Нижегородской ярмарке и придерживался старой веры. Она досталось ему в наследство от его прапрадеда Фёдора Васильевича, тоже солевара, который в семнадцатом веке не принял церковную реформу патриарха Никона. У нас в семье двумя перстами крестились и берегли священные книги, реформаторами неправленые. А дедушкина тётка даже приняла постриг в староверческом скиту в глухом лесу на правом берегу Волги. Наверное, в таком же вот прекрасном месте, как на картине Нестерова, тот маленький тайный монастырь стоял.
— Да в лесах и на горах над Волгой находили прибежище множество противников церковных новшеств. Я читал исследование французского историка Пьера Паскаля, в котором он называет Нижегородскую землю старообрядческой Фиваидой. То есть, сравнивает её с областью в древнем Египте, куда удалялись первые христианские отшельники. Вплоть до 1905 года поволжские леса и горы оставались прибежищем староверов, до указа Николая Второго «Об укреплении основ веротерпимости». Лишь после этого приверженцев старого обряда перестали называть раскольниками и разрешили им строить храмы.
— Доброе имя староверам вернули, но их обособленность сохранилась. И лично мне очень больно от того, что такое разделение есть. Оно и на нашей семье сказалось. Моя мама вышла замуж за астраханца, в папином роду о старой вере и слыхом не слыхивали. Мама стала ходить в православную церковь, и родственники, что из старообрядцев, перестали с ней общаться.
— Разобщенность многих огорчает. Вот, буквально в августе 2021 года митрополит Иларион Алфеев назвал церковный раскол семнадцатого века национальной трагедией, которую ещё предстоит уврачевать. И раньше люди чувствовали боль разделения. Тот же Павел Мельников-Печерский. Он был не только писателем, но и чиновником, занимался вопросами старообрядчества. Когда узнал староверов поближе, исполнился сочувствия к ним и посвятил им два романа. Эти книги проникнуты тёплым чувством и потому служат преодолению раскола.
— Так же, как и полотно Михаила Нестерова «За Волгой», ставшее иллюстрацией к роману «На горах». Картина написана с любовью, а значит, объединяет персонажей-старообрядцев со всеми.
«Картину Михаила Нестерова „За Волгой“ можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина».
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема