В начале шестнадцатого столетия проповедники христианства дошли до крайнего Севера. Преподобные Трифон Печенгский и Феодорит Кольский донесли Евангельскую весть до народа саамов (или, как их называли на Руси, лопарей) — коренных жителей мурманских и карельских земель. Однако ни Трифон, ни Феодорит не являлись священниками: они не могли совершать крещения и служить Божественную литургию. Нужен был священник.
С этой просьбой и прибыло в тысяча пятьсот двадцать шестом году в Москву посольство кандалакшских лопарей. Великий князь Василий Иванович отозвался на их просьбу и велел святителю Макарию, архиепископу Новгородскому, послать на Север священника. Владыка отправил на великое миссионерское дело одного из своих ближайших помощников — иеромонаха Илию, настоятеля новгородского храма Рождества Христова.
Отец Илия крестил в Кандалакше множество лопарей и вместе с преподобным Феодоритом воздвиг храм Рождества Иоанна Предтечи. Так положили начало богослужебной жизни в этом суровом крае, который русские называли Дикой Лопью.
Иеромонах Илия затем вернулся в Новгород. Проповедь же святых Феодорита и Трифона успешно продолжалась. В тысяча пятьсот тридцать первом году лопари из других, более северных мест Кольского полуострова, «били челом великому князю», как сказано в летописи, просили прислать священника и поставить церкви. Государь и святитель Макарий одобрили это и притом дали богатые дары для устройства церквей. В тысяча пятьсот тридцать втором году иеромонах Илия вновь отправился на Север, на реках Ниве, Пазе, Поное, Коле и Печенге, у Нотозера крестил множество лопарей, освятил новые храмы. Особое значение имело освящение церкви во имя Святой Троицы у Печенги, с которой было положено начало Трифонова Печенгского монастыря. Отец Илия и постриг преподобного Трифона в монахи, а также дал ценные советы по организации жизни обители.
Вернувшись затем в Новгород, иеромонах Илия подробно рассказал святителю Макарию не только об успехах миссии среди лопарей, но и о печальной картине, увиденной в Карелии. Её жители, формально крещёные, пребывали в двоеверии, а то и вовсе в язычестве. Немногочисленные священники почти ничего не делали для изменения ситуации. «В тех местах, — писал святитель Макарий, — люди, являясь по званию христианами, обычаев держатся от древних прародителей, образы святых икон огню предают».
В тысяча пятьсот тридцать четвёртом и тридцать пятом годах по заданию новгородского владыки иеромонах Илия совершил два миссионерских путешествия по Карелии. Он крестил, проводил молебны, беседовал с шаманами и разрушал языческие капища, с согласия местных жителей. Путешествие отца Илии сопровождалось удивительными событиями. Происходили исцеления, в том числе слепых, изгнания бесов.
«И проповеди ради слова Божия, — как сказано в летописи, — Дух Святый помогал Илие священнику».
Вернувшись в Новгород, иеромонах Илия продолжал своё служение там. В церковной истории он оставил память не только как миссионер, но и автор духовной литературы: им написаны жития преподобного Михаила Клопского и мученика Георгия Нового.
Прошло ещё несколько столетий, прежде чем Православная Церковь прочно утвердилась на северных рубежах. Земли прежней Дикой Лопи сегодня входят в Мурманскую митрополию, жемчужинами которой являются Трифонов Печенгский монастырь, старинные храмы Колы и Кандалакши. И эта северная быль русского Православия немыслима без трудов скромного новгородского иеромонаха Илии, жившего в шестнадцатом столетии.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема