По древнему христианскому выражению, Церковь стоит на крови мучеников. И в середине пятнадцатого века Пермь Великая, как тогда называли земли народа коми, имела своих мучеников: святителей Герасима и Питирима, которые покоились в Благовещенском соборе Усть-Выми. Многие храмы были воздвигнуты на землях, где всего столетие назад никто и не слышал о Христе. Однако ещё не вся Великая Пермь была крещена.
В тысяча четыреста пятьдесят шестом году, вскоре после убиения владыки Питирима, епископом Пермским стал Иона. Он продолжил дело своих предшественников, чему способствовало и прекращение набегов язычников.
В тысяча четыреста шестьдесят втором году владыка Иона участвовал в споре о вере в городке Урос, где собрались знатные язычники. Волхвы ничего не смогли противопоставить Христовой истине. Святитель Иона, как сказано о нём в церковной молитве, «весь был в Боге». Его проповедь затронула сердца многих, а языческий князь принял крещение с именем Михаил.
В том же году в Чердыни епископ Иона крестил множество народа. Заполненные людьми берега реки Колвы напоминали о крещении Руси на Днепре. В Чердыни был основан Иоанно-Богословский монастырь — центр просвещения и подготовки духовенства для новой христианской паствы. Его название как бы призывало вчерашних язычников к тому, чтобы возвысить свой ум и укрепиться в истине. В Чердыни были построены многие храмы, город стал важнейшим духовным центром наряду с Усть-Вымью. Помогали в просвещении зырян также иноки Троицкого монастыря у реки Печоры.
Крещены были и дети князя Михаила. Пример его семьи был важен для коми, которые, узнавая о вере князя и его наследников, отзывчивее относились к христианской проповеди. Спустя два десятилетия князь Михаил и его сыновья положили жизни за други своя, защищая город Покча во время нашествия язычников-манси.
Жители Устюга и Новгорода, традиционно имевшие торговые связи с Пермью Великой, узнав о массовом крещении в Чердыни, послали святителю Ионе богатые дары и церковную утварь. Благодаря этому удалось построить храмы для новых христиан, которые при этом с охотой уничтожали свои прежние языческие святилища.
Святитель Иона Пермский отошёл ко Господу в тысяча четыреста семидесятом году. Он упокоился в кафедральном Благовещенском соборе Усть-Выми — рядом со своими предшественниками Герасимом и Питиримом. В начале семнадцатого века три пермских епископа были прославлены в лике святых. Их мощи продолжают находиться на месте их подвигов в Усть-Выми — в часовне, названной в их честь. «Благовестием вашим, — говорится в акафисте пермским святителям, — воссиял свет истинной веры, идолы пали и храмы истинному Богу воздвигнуты».
Святитель Иона принёс Евангельскую весть на дальнюю окраину Перми Великой, тем самым символически завершив дело святителя Стефана Пермского — апостола народа коми.
В церковной молитве ко святителю Ионе православные христиане испрашивают: «Владыку всех моли мир Русской земле даровать и всем нам спастись!»
Пирог для короля

Фото: Skyler Ewing / Unsplash
В одном городе ожидался приезд короля. Узнав, что его величество любит пироги, городской глава собрал всех пекарей, чтобы они изготовили угощение для высокого гостя.
В те времена люди умели делать только мясные пироги. Какое-нибудь мясо запекалось в тесте — вот и пирог готов. Поэтому городской глава объявил конкурс на самый затейливый пирог для короля, пообещав в награду победителю сто мешков белой муки.
«Сколько бедняков я смог бы накормить, если бы мне дали столько муки», — размышлял за ужином Рейф, бедный молодой пекарь, который не собирался принимать участие в состязании. В своей крохотной кухоньке он готовил неприхотливые обеды для бедняков, брал с них самую ничтожную плату, а порой кормил и даром.
Вдруг в дверь Рейфа постучали, и вошла маленькая сгорбленная старушка, которая попросила дать ей хоть корочку хлеба.
— Садись со мной за стол, бабушка, — сказал Рейф, — я от чистого сердца угощу свежей лепёшкой и молоком.
— Сынок, почему бы тебе не испечь пирог для короля? — поев, вдруг спросила старушка.
— Как же я могу испечь пирог, если у меня нет мяса? — удивился Рейф.
— Я видела у тебя во дворе яблоню. Принеси-ка мне несколько яблок, немного муки, кусочек масла, по щепотке сахару и соли —в награду за твою доброту я научу тебя делать яблочный пирог. Отнеси его завтра на городскую площадь.
— Но таких пирогов не бывает! — сказал Рейф, но не захотел огорчать старушку.
Незнакомка ловко разрезала очищенные яблоки на тонкие ломтики, завернула их в слой теста, поставила в печь и вдруг исчезла.
И вот наступил торжественный день. Король сидел на возвышении на главной городской площади, а мимо него пекари проносили обвитые цветами и причудливо украшенные пироги. Некоторые были таких размеров, что их везли в упряжках пони, один пирог изображал корабль с экипажем из кукол, другой имел форму птичьего гнезда, из которого с шумом вылетела стая белых голубей. Все пироги были необыкновенные, но как будто несъедобные.
Вдруг до короля донёсся необыкновенно аппетитный запах. Он исходил от маленького пирога, который нёс на вытянутых руках молодой пекарь.
— Стой! — приказал король. — Что это там у тебя?
— Пирог с яблоками, ваше королевское величество, — ответил Рейф с поклоном.
— Впервые о таком слышу. Пирог должен быть начинён сочным мясом! Ладно уж, так и быть, дай мне кусочек...
Король откусил яблочного пирога — и глаза его округлились от удивления. Никогда он не ел ничего подобного! Румяный и ароматный пирог буквально таял во рту, и король в одну минуту съел его до крошки.
В тот день Рейф получил главный приз, а ещё и заказ ежедневно поставлять пироги с яблоками к королевскому двору, за которые платили чистым золотом.
С той поры молодой пекарь даром кормил всех своих бедняков-соседей, в том числе и яблочными пирогами, которые полюбились всем.
(по мотивам английской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Петушок — смелый голосок

Фото: Charles Chen / Unsplash
Однажды Лиса-хитрые-глаза-пушистый-хвост прокралась потихоньку в фермерскую усадьбу и утащила молодого Петушка.
На ферме поднялась страшная суматоха, люди бросились в погоню. Пришлось Лисе удирать что было духу, однако Петушка из зубов она не выпустила.
«Мне бы только до своей норы в лесу добежать, — думала Лиса. — А уж там они меня точно не достанут».
Понял Петушок-красный-гребешок-громкий-голосок, что угодил он Лисе на обед, но не растерялся и стал унывать: не такой у него был характер! И пока Лиса бежала к своей норе, он стал придумывать, как бы ему заставить воровку разжать зубы.
Вот он и заговорил с ней ласково и как будто даже весело:
— Как хорошо мы бежим, с ветерком! Вот уж никогда не знал, что лисицы умеют так быстро бегать. Но уж ты-то, наверняка, чемпион по бегу во всём лесу. Ну и глупы же люди, что хотят поймать тебя, Лиса! Куда там, разве им угнаться за тобой!
Лисе понравились такие речи — она была тщеславной и любила похвалы! — и потому стала прислушиваться.
— Но мне кажется, что ты могла бы бежать лучше и меньше спотыкаться, если бы с тобой в забеге на длинную дистанцию не участвовали эти люди, — продолжал Петушок-красный-гребешок-сладкий-голосок. — Что за странный народ! Знают же, что им ни за что тебя не перегнать, а всё равно бегут, да ещё что-то кричат на ходу. Тебе не слышно, что они там выкрикивают? Должно быть, «Слава лучшему бегуну»?
Лиса отрицательно мотнула головой, но зубов не разжала. Петушок-красный-гребешок-бодрый-голосок почувствовал, как она гордо выпятила грудь, как будто на неё и впрямь должны были повесить медали.
— Ну вот, теперь и до меня донеслись их голоса, — сказал он. — Люди бегут и почему-то громко кричат: «Держи вора! Держи вора!» Представляю, как тебе неприятно это слышать. Я бы на твоем месте крикнул им в ответ: «Это мой петушок, а совсем не тот, которого украли! И вообще — это мой приз!» Люди сразу отстанут, и ты спокойно побежишь домой.
Тут Лиса не выдержала, разжала зубы, задрала вверх голову и крикнула:
— Это мой Петушок! Мой! А не тот, которого украли!
А Петушок-красный-гребешок времени зря не терял: прыгнул в кусты, да и бросился наутёк. Только его Лиса и видела.
С той поры на ферме Петушок-красный-гребешок-смелый-голосок так учил цыплят: «Даже из положения, которое кажется безнадёжным, можно найти выход. Главное, не отчаиваться, взять себя в руки, и поскорее включить разум и смекалку».
Кстати, это и для каждого полезный урок.
(по мотивам шотландской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Мудрость царицы

Фото: Ani Adigyozalyan / Unsplash
Жил-был царь, у которого был единственный сын Вачаган. Пришла пора царевичу жениться, но никак он не мог девушку по сердцу найти.
Отправился как-то Вачаган на охоту и оказался возле далёкого, затерянного в горах селения. Усталый, сел он отдохнуть у родника.
Был жаркий полдень, и к источнику то и дело подходили крестьянские девушки с кувшинами на плечах. Царевичу нестерпимо хотелось пить, и он попросил у них воды.
Одна девушка с готовностью наполнила кувшин и протянула его Вачагану, но другая, нахмурив брови, взяла кувшин из рук подруги и вылила воду обратно. Первая девушка снова наполнила водой сосуд, а вторая снова опорожнила его, и так продолжалось шесть раз. У юноши от жажды во рту пересохло, он не мог дождаться, когда же, наконец, ему дадут напиться. Лишь наполнив кувшин в седьмой раз, строгая красавица подала его царскому сыну.
— Что за странную игру ты затеяла? Почему сразу не дала мне напиться? — спросил царевич, утолив жажду. — Хотела подшутить надо мной?
— У нас не принято обижать путников, — спокойно сказала девушка. — Просто я увидела, что ты устал от жары, раскраснелся на палящем солнце, и решила, что холодная родниковая вода может тебе повредить. Я медлила, чтобы ты немного отдохнул и остыл.
— Твоя красота сочетается с добротой и мудростью. Кто ты? Как тебя зовут? — удивился царевич.
— Мариам, — ответила девушка. — Мой отец — пастух нашего села.
— Как жалость, что ты не из княжеского рода! — воскликнул Вачаган.
— Почему же? Разве не пастухами были Авраам, Моисей, Давид и другие любимцы Господа? Род пастырей — самый древний и почётный на земле, — улыбнулась Мариам и пошла по тропинке домой.
Вернувшись во дворец, Вачаган объявил отцу, что хочет взять в жёны Мариам — дочь пастуха, и в своём решении был непреклонен. Тогда царь сел на коня и сам отправился в дальнее горное селение, чтобы что-то узнать об избраннице сына.
И вот что удивительно: чем выше он поднимался в горы, тем чаще ему встречались камни и стволы деревьев, покрытые какими-то письменами. Остановившись на привал, царь заметил неподалёку крестьянина, который старательно выводил углём буквы на валуне.
— Что ты пишешь? Зачем? — спросил его царь.
— Священник сказал, что мы должны читать и понимать Евангелие, и одна девушка в нашем селе, Мариам, учит нас грамоте, — сказал крестьянин. — Все наши крестьяне и пастухи умеют читать и писать. И вот что она придумала: один пишет несколько строк из Евангелия, а другой их продолжает... Теперь все наши горы и ущелья наполнились молитвой.
«Эта дочь пастуха и впрямь обладает мудростью царицы», — подумал царь и повернул обратно во дворец, чтобы начать подготовку к свадьбе.
(по мотивам армянской сказки)
Все выпуски программы Пересказки