Архимандрит московского Чудова монастыря Питирим жил, по словам летописи, «уча истинному Божию пути», и был особенно уважаем великим князем Василием Тёмным. Он даже крестил его сына. И когда в тысяча четыреста сорок седьмом году погиб епископ Пермский Герасим, государь без колебаний принял решение о том, что пограничную северную кафедру должен занять Питирим — человек учёный, благочестивый и надёжный. Ведь на северных рубежах Московскому государству требовался архиерей, истово преданный Церкви и царю.
Святитель Питирим, прибыв в Пермь Великую, как тогда называли землю Коми, увидел, что православные христиане там страдают от набегов язычников и страшно разорены после набега вогулов (или, по-нынешнему, манси). В Усть-Выми — главном городе епархии — собралось много беженцев с окраин. В это трудное время святитель успешно ходатайствовал перед великим князем об уменьшении податей для зырян, как тогда называли народ коми. Средства, привезённые из Москвы для постройки храмов, архиерей раздал простым людям. Святитель также исполнял заповедь Спасителя о том, что блаженны миротворцы: он слал письма вогульским князьям, увещевая их прекратить набеги и жить мирно.
В тысяча четыреста сорок восьмом году епископ Питирим участвовал в церковном соборе в Москве, на котором на митрополичий престол был избран святитель Иона и фактически установлена автокефалия Русской Церкви.
Наступившие после испытаний спокойные годы позволили владыке Питириму продолжить миссионерские труды своих предшественников — святителей Стефана и Герасима. Архиерей ездил в отдалённые земли и крестил жителей Чердыни и удорской земли на окраине Перми Великой. Там, в районе реки Вашка, была цитадель язычества, поскольку туда уходили наиболее ревностные его сторонники. Как сказано в летописи, с многой кротостью поучал язычников святитель, дал им священников и воздвиг храмы. Также епископ Питирим просветил вогулов, живших в бассейне реки Печоры.
Святитель, невзирая на дружбу с великим князем и широкую известность на Руси, отличался простотой и доступностью. Во время путешествий он любил говорить с простым народом, проповедовал не только в храмах, но и в домах и общественных местах.
Распространение христианской веры вызывало ненависть наиболее упорных язычников. Князь вогулов Асыка летом тысяча четыреста пятьдесят пятого года нарушил длительный мир и собственные обещания, вторгнувшись на зырянские земли. Внезапно появившись возле Усть-Выми, его отряд захватил святителя Питирима, который в тот день совершал крестный ход к месту слияния рек Выми и Вычегды.
Епископ сказал своим людям бежать в город, но сам не пытался спастись. В коленопреклонённой молитве владыка Питирим осенил Уст-Вымь крестным знамением. «Братия мои возлюбленные! — сказал он. — Я готов умереть за Господа Бога моего, лучше мне одному умереть, нежели всем вам погибнуть. Любите Бога, любите друг друга, любите и врагов своих!»
Свирепый князь Асыка не пощадил святителя — он был убит. «Не сжалились немилосердные вогулы. — Сообщает летописец. — Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары».
Тело святого погребли в Благовещенском кафедральном соборе Усть-Выми — возле его предшественника-мученика епископа Герасима.
Церковь обращается к святителю Питириму следующими словами тропаря: «людей зырянских наставниче, душу свою за Христа положивый, моли Единаго Человеколюбца о всех чтущих память твою».
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.