1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел через своего ученика Тимофея обращается к богатым христианам. Рассказы о том, что христианство — это изначально религия только бедных и богатые пришли в Церковь только тогда, когда могли получить от этого выгоду — глупая агитка из прежней атеистической эпохи. С самого начала в Церкви были самые разные люди: богатые и бедные, рабы и свободные. Об этом пишут и апостол Иаков в своем соборном послании, и апостол Павел в посланиях к Коринфянам, к Тимофею и других. Просто, как и в обычной жизни, в христианских общинах больше было людей бедных.
Итак, апостол просит Тимофея призывать богатых не думать о себе высоко и не надеяться на свое богатство. Звучит вполне понятно. Богач, который дружил с бедными или по крайней мере относился к ним, как к ровне, всегда вызывал удивление. Примечательно, что апостол в первую очередь отмечает как особую черту поведения богатого человека — завышенное восприятие самого себя. Обычно люди общаются с теми, кто воспринимается как более-менее равный по положению. Помнится один мой знакомый, человек склонный к рефлексии и многое подмечающий, рассказывал мне, что он был поражен тому чувству, которое возникло в его душе, когда он продал простую машину и купил дорогую. Он с грустью говорил о том, что мгновенно стал воспринимать людей, которые были проще, так, будто они ниже него. «Я прекрасно понимал, что ничего не произошло, — говорил он, — просто была одна машина, стала другая. Но те же самые люди, которые были вокруг меня, стали восприниматься совершенно иначе. Я чувствовал преграду, которая возникла буквально ниоткуда». Конечно, для того, чтобы отследить подобные вещи, надо иметь навык рассуждения и внимательного отношения к своей душе. Впрочем, для христианина важно не только это ощущение отследить, с ним нужно бороться. Со всем усилием продираться через те заросли гордыни и самодовольства, которыми обрастает душа.
Апостол предлагает для этого хорошее средство. Он говорит, что надо осознать, что богатство — неверное, сомнительное основание для жизни. Человеку кажется, что на него можно опереться, но это самообман. Конечно, деньги помогают решать бытовые проблемы, но даже в этом случае всё очень относительно. Ни здоровье, ни искреннюю любовь близких, ни доверие и настоящую дружбу не купить. Что уж говорить о спокойствии совести и спасении души. Вместо того, чтобы надеяться на деньги, апостол призывает надеяться на Бог живого, который может подать людям всё, что им нужно. При этом апостол употребляет неожиданное слово, он говорит, что Бог подает всё обильно и для наслаждения. Мы привыкли слышать от него слова об аскезе и подвиге и вдруг он говорит о наслаждении. Люди, не знающие церковной традиции, скажут: ну и что здесь такого, наслаждение — это хорошо. Своя правда в этом есть. Наслаждение само по себе действительно неплохо. Плохим его делаем мы, когда начинаем всё использовать для себя. Это же наши чувства, а не чьи-то еще. Наслаждаясь, мы сконцентрированы на себе и забываем про других. Неужели апостол имел в виду подобное наслаждение? Конечно, нет. Заметим, как он формулирует свою мысль: Бог дает нас всё обильно для наслаждения, чтобы мы благодетельствовали, то есть творили добрые дела, чтобы были щедры и общительны. Очевидно, что подобный совет апостола относится уже не только к богатым, но вообще ко всем людям. Бог дает нам блага, но они раскрываются во всей полноте, когда мы начинаем делиться ими с другими людьми.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение