— Маргарита Константиновна, взгляните, какое гигантское полотно!
— Да, Иван, картина «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам» поражает своими размерами — около семи метров в высоту и шесть в ширину. Это самый масштабный образец исторической живописи не только здесь, в Нижегородском художественном музее, но и во всей России. Однако, есть и немало других причин обратить внимание на произведение Константина Маковского.
— А каких?
— Художник смог показать, как идея народного ополчения охватила нижегородцев осенью 1611 года. Посмотри, на фоне башен кремля — собрание горожан. На картине — более сотни портретов. И это не просто схематически обозначенные лица, а характерные изображения людей, объединённых общей задачей. Здесь священники, купцы, стрельцы, бояре и нищие. И ни одного равнодушного человека!
— Это Минин собрал нижегородцев?
— Горожане пришли к кремлю, чтобы послушать оглашение грамоты патриарха Гермогена — Святейший направил во все уголки России послания с призывом объединиться против польских интервентов. Когда слова архипастыря прозвучали, Кузьма Минин обратился к землякам с воззванием. Этот момент и запечатлел Маковский.
— Минина уважали в городе?
— Безусловно! Кузьма не был знатного рода. Но за честность и боголюбие нижегородцы избрали его, купца средней руки, земским старостой, то есть, наделили немалой властью. Именно Минин призвал народ собирать ополчение и вносить пожертвования на содержание войска.
— На картине видно, что люди слушают Кузьму внимательно, некоторые — открыв рот.
— Кузьму не просто послушали, его слова нашли отклик в сердцах. Смотри — к ногам Кузьмы Минина несут богатую утварь и одежду, ларцы, серебряную посуду, парчу и шёлк. А справа от оратора — видишь? — молодая боярыня вынимает серёжку из уха, чтобы отдать на общее дело.
— А у церкви как будто крестный ход?
— Так и есть! Священники выносят к людям Казанский образ Божией Матери — тот самый, с которым ополчение дойдёт до Москвы и одержит победу над захватчиками.
— А когда Константин Маковский эту картину написал?
— Художник представил полотно публике в 1896 году на Нижегородской художественно-промышленной ярмарке.
— И работал он над ним здесь же, в Нижнем Новгороде?
— В Нижнем художник делал наброски и этюды. А само полотно он написал во Франции, в Парижском предместье Сен-Жермен. Для этого Константин Егорович купил мастерскую, оборудованную по последнему слову техники. Маковский не жалел ни сил, ни средств, чтобы добиться достоверности в своей работе.
— И ему удалось! И люди на картине живые, и вещи почти осязаемые.
— За правдивость изображения работу «Воззвание Кузьмы Минина» и полюбили зрители. Посетители ярмарки восприняли полотно с такой теплотой, что художник отверг все предложения иностранных коллекционеров о его покупке. Маковский подарил картину Нижнему Новгороду.
— Как хорошо, что и художник Константин Маковский, и нижегородцы, которых он изобразил — это всё мои соотечественники!
— А я рада, что мы совершили поездку в Нижегородский художественный музей и увидели картину «Воззвание Кузьмы Минина». Это полотно помогает почувствовать душой, что такое народное единство!
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин