— О, дядя Андрей, смотри, портрет моего тёзки! Тебе не кажется, что я на него чем-то похож?
— На императора Павла Петровича? Пожалуй! У тебя бывает такое же выражение лица, когда ты ещё обижаешься, но уже твердо решил справиться со своим чувством и простить обидчика.
— А что, Павел Первый изображён в момент обиды?
— Царь заказал этот портрет сразу же после своей коронации в апреле 1797 года. И на картине отразились и скорби, которые Павлу пришлось претерпеть, и вера, что отныне всё будет по-другому.
— А что за скорби у него были?
— В детстве самым близким человеком для Павла была двоюродная бабушка, императрица Елизавета Петровна. Она уделяла мальчику много времени и обращалась с ним очень ласково. Годы рядом с бабушкой были счастливейшими в его жизни. Когда её не стало в 1762 году, царевич оказался мучительно одинок.
— Но неужели мама не поддержала его, не утешила?
— Екатерина как будто не испытывала к Павлу материнских чувств. Ей претила набожность сына, усвоенная от бабушки, недаром она называла себя ученицей французского философа-богоборца Вольтера. Через девять месяцев после смерти Елизаветы эта властная женщина взошла на престол, свергнув с помощью дворцового переворота своего мужа Петра Третьего, и в семилетнем мальчике видела соперника. Екатерина отстранила сына и от себя, и от управления страной.
— Так вот почему на портрете у Павла такое выражение лица...
— Причем, именно на этой картине! Работа Степана Щукина нарушает все правила написания парадных портретов. Здесь нет ни одного атрибута царской власти: ни короны, ни скипетра, ни горностаевой мантии. Но самое удивительное, что художник обнажил внутренний надлом молодого императора.
— А как сам Павел воспринял эту картину?
— С восторгом! Степан Щукин представил два эскиза на выбор. Павел отверг помпезный вариант, где он изображён верхом на лошади, и выбрал вот этот — правдивый и откровенный.
— К тому же ещё и незатейливый.
— Ну, я бы так не сказал — здесь все тонко продумано. Нейтральный темный фон ограничивает пространство картины и выдвигает фигуру императора вперед, к людям. Павел не возвышается над зрителем, а как будто удостаивает его личной аудиенции, раскрывая горькие тайны своей души. А ты посмотри, какая сложная градация оттенков — они создают почти осязаемый образ. Нет, не зря за этот портрет Степан Щукин получил звание академика живописи и орден святого Владимира четвертой степени.
— А что за человек был этот художник?
— О нём известно немного. Вырос в сиротском доме. Затем его отдали в училище при Академии художеств. По завершении учёбы Щукин четыре года совершенствовал своё мастерство во Франции, получая стипендию от России. Потом всю жизнь преподавал живопись в академии. Наверное, об этом художнике больше всего говорят его работы — психологически точные портреты, как тот, что мы видим перед собой.
— Психологически точные? В облике Павла Первого тут читается затаённая грусть и доброта. А во многих источниках император представлен человеком взбалмошным и безрассудным. Где правда?
— Давай обратимся к фактам. Смелые реформы Павла Первого урезали разросшиеся без меры права аристократии, особенно в части владения крепостными. Также император поддержал Церковь, униженную и разорённую при его матери. Он вернул храмам и монастырям отобранные имения, выделил из казны средства на духовное образование. Дворянам и это не нравилось — они заразились атеизмом во время правления Екатерины. В высшем свете сложился образ Павла, как человека неадекватного. Шлейф такого отношения тянется за ним и доныне.
— Но были, наверное, люди, которые и по-другому к нему относились?
— Конечно! В народе его почитали, как невинно убиенного праведника. Епископ Александр Милеант писал, что в начале двадцатого века было всё готово для канонизации Павла Первого в лике страстотерпцев.
— А ты сам как относишься к его канонизации?
— Святость, Паш — это соединение с Богом, и император к этому стремился. А мы можем вздохнуть об упокоении Павла Петровича в Царстве Небесном. Не о политике вздохнуть, а о человеке, каким мы видим его на портрете Степана Щукина. И как знать, может быть, и он о нас помолится. Вот это молитвенное единение во Христе живых и ушедших христиан — на мой взгляд, важнее земного прославления. Ведь оно и есть — Церковь.
«Картину Степана Щукина „Портрет императора Павла Первого“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер