— О, дядя Андрей, смотри, портрет моего тёзки! Тебе не кажется, что я на него чем-то похож?
— На императора Павла Петровича? Пожалуй! У тебя бывает такое же выражение лица, когда ты ещё обижаешься, но уже твердо решил справиться со своим чувством и простить обидчика.
— А что, Павел Первый изображён в момент обиды?
— Царь заказал этот портрет сразу же после своей коронации в апреле 1797 года. И на картине отразились и скорби, которые Павлу пришлось претерпеть, и вера, что отныне всё будет по-другому.
— А что за скорби у него были?
— В детстве самым близким человеком для Павла была двоюродная бабушка, императрица Елизавета Петровна. Она уделяла мальчику много времени и обращалась с ним очень ласково. Годы рядом с бабушкой были счастливейшими в его жизни. Когда её не стало в 1762 году, царевич оказался мучительно одинок.
— Но неужели мама не поддержала его, не утешила?
— Екатерина как будто не испытывала к Павлу материнских чувств. Ей претила набожность сына, усвоенная от бабушки, недаром она называла себя ученицей французского философа-богоборца Вольтера. Через девять месяцев после смерти Елизаветы эта властная женщина взошла на престол, свергнув с помощью дворцового переворота своего мужа Петра Третьего, и в семилетнем мальчике видела соперника. Екатерина отстранила сына и от себя, и от управления страной.
— Так вот почему на портрете у Павла такое выражение лица...
— Причем, именно на этой картине! Работа Степана Щукина нарушает все правила написания парадных портретов. Здесь нет ни одного атрибута царской власти: ни короны, ни скипетра, ни горностаевой мантии. Но самое удивительное, что художник обнажил внутренний надлом молодого императора.
— А как сам Павел воспринял эту картину?
— С восторгом! Степан Щукин представил два эскиза на выбор. Павел отверг помпезный вариант, где он изображён верхом на лошади, и выбрал вот этот — правдивый и откровенный.
— К тому же ещё и незатейливый.
— Ну, я бы так не сказал — здесь все тонко продумано. Нейтральный темный фон ограничивает пространство картины и выдвигает фигуру императора вперед, к людям. Павел не возвышается над зрителем, а как будто удостаивает его личной аудиенции, раскрывая горькие тайны своей души. А ты посмотри, какая сложная градация оттенков — они создают почти осязаемый образ. Нет, не зря за этот портрет Степан Щукин получил звание академика живописи и орден святого Владимира четвертой степени.
— А что за человек был этот художник?
— О нём известно немного. Вырос в сиротском доме. Затем его отдали в училище при Академии художеств. По завершении учёбы Щукин четыре года совершенствовал своё мастерство во Франции, получая стипендию от России. Потом всю жизнь преподавал живопись в академии. Наверное, об этом художнике больше всего говорят его работы — психологически точные портреты, как тот, что мы видим перед собой.
— Психологически точные? В облике Павла Первого тут читается затаённая грусть и доброта. А во многих источниках император представлен человеком взбалмошным и безрассудным. Где правда?
— Давай обратимся к фактам. Смелые реформы Павла Первого урезали разросшиеся без меры права аристократии, особенно в части владения крепостными. Также император поддержал Церковь, униженную и разорённую при его матери. Он вернул храмам и монастырям отобранные имения, выделил из казны средства на духовное образование. Дворянам и это не нравилось — они заразились атеизмом во время правления Екатерины. В высшем свете сложился образ Павла, как человека неадекватного. Шлейф такого отношения тянется за ним и доныне.
— Но были, наверное, люди, которые и по-другому к нему относились?
— Конечно! В народе его почитали, как невинно убиенного праведника. Епископ Александр Милеант писал, что в начале двадцатого века было всё готово для канонизации Павла Первого в лике страстотерпцев.
— А ты сам как относишься к его канонизации?
— Святость, Паш — это соединение с Богом, и император к этому стремился. А мы можем вздохнуть об упокоении Павла Петровича в Царстве Небесном. Не о политике вздохнуть, а о человеке, каким мы видим его на портрете Степана Щукина. И как знать, может быть, и он о нас помолится. Вот это молитвенное единение во Христе живых и ушедших христиан — на мой взгляд, важнее земного прославления. Ведь оно и есть — Церковь.
«Картину Степана Щукина „Портрет императора Павла Первого“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.