— Маргарита Константиновна, приветствую вас!
— Добрый вечер, Владимир Николаевич!
— А я вас поджидаю. Спросить хотел, не дадите ли вы мне почитать Евангелие от Матфея.
— Конечно, дорогой сосед. Сегодня же занесу вам Новый завет, там есть все четыре евангельских повествования. Но позвольте полюбопытствовать, а почему вас заинтересовало Евангелие именно от апостола Матфея?
— Да я на днях в старом журнале увидел картину Рембрандта «Евангелист Матфей и ангел» и был потрясён этим портретом. Решил перечитать труд человека, который на нём изображён. Репродукция у меня, кстати, с собой — вот она, взгляните.
— Да, это одна из поздних работ замечательного голландского мастера. Она хранится в Париже, в Лувре — одном из крупнейших художественных музеев мира. Апостол над рукописной книгой, в руке его перо. За правым плечом Матфея — ангел, он что-то шепчет евангелисту на ухо. Рембрандт Хармес ванн Рейн написал эту картину в 1661 году, ему было уже пятьдесят пять лет. В это время художник раскрылся как портретист. На своих полотнах он не просто изображал человека, а запечатлевал в чертах лица внутренний мир. И в облике евангелиста видна одухотворённость.
— Именно это меня и потрясло! Апостол здесь — человек почтенный, опытный. Видно, что он немало пережил. Так почему же главный труд своей жизни, Евангелие, он пишет под диктовку ангела? Неужели он сам не смог бы рассказать о Христе? Что за фантазия художника?
— Нет, Владимир Николаевич. Рембрандт написал свою картину в соответствии с иконографией, то есть сложившейся традицией иконописного изображения евангелистов. По канонам у каждого из них есть свой символ. У Иоанна — это орёл, у Луки — вол, у Марка — лев, а у Матфея — ангел.
— А откуда взялись эти символы?
— Они взяты из библейской книги Иезекииля. Подобно тому, как в ветхозаветном пророчестве четыре херувима под видом животных несут Бога на колеснице, так четыре Евангелия доносят до людей образ Богочеловека Иисуса Христа.
— Значит, ангел символизирует апостола Матфея. Но почему на картине он диктует евангелисту, что писать?
— Так Рембрандт показал, что Священное Писание богодухновенно, то есть, написано при участии Святого Духа. Но шёпот ангела здесь — вовсе не диктант определённых слов. Это, скорее, камертон, помогающий не сфальшивить, не исказить слова Христа, не привнести в них своего.
— Это большая ответственность!
— И художник подчеркнул, что апостол с ней справился. Рембрандт в совершенстве владел техникой светотени и с её помощью показал особое состояние евангелиста. Картина выполнена в глубоких коричневых тонах. И на общем тёмном фоне лицо Матфея озарено светом. В его облике нет экзальтации, зато видна напряженная внутренняя работа.
— И что же это за работа?
— Совместный труд души и Бога. Рембрандт рассказывает об этом, только не словами, а красками. Свет, озаривший лик апостола, лежит и на книге, в которую он вносит драгоценные слова. Этот свет так же, как и ангел за спиной у Матфея, символизирует присутствие Господа.
— Эх, Маргарита Константиновна, а ведь это счастье, когда Бог помогает! Интересно, так только у художников бывает?
— Конечно же, нет! Любой человек может попросить помощи у Господа и получить ее. И шёпот ангела за плечом звучит у каждого.
— Как это звучит?
— Я образно выразилась. Воля Божия может открываться и в горьких укорах совести, и в различных событиях. И вдохновение — тоже участие Творца в нашей жизни. Чтобы услышать шёпот ангела, нужно быть внимательным к себе, своему внутреннему состоянию. Вот как евангелист Матфей на картине Рембрандта, оригинал которой хранится в парижском Лувре.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



