— Специально прихожу в Ивановский художественный музей, чтобы увидеть картину «Воробьи». Ишь, как художник ловко ухватил и характеры мальчишек, и настроение. Вы только посмотрите — чудо!
— Да, это излюбленная тема Иллариона Прянишникова — сцены повседневной народной жизни.
— Вот именно, повседневной и народной. И единственной! Смотрю — и слёзы наворачиваются — это ж детство моё.
— Сомневаюсь, что на картине может быть изображено ваше детство, ведь она была написана в 1883 году.
— Я же не в буквальном смысле. Да и немного изменилось в облике русских деревень с конца девятнадцатого до шестидесятых годов двадцатого века. В нашем селе и плетень из жердей такой же был, как на картине. И те же избы дощатые, северные. Где ж это художник рисовал, интересно?
— Картину «Воробьи» Илларион Прянишников написал в Лальске Кировской области.
— То-то чувствую — родные места. И мальчишки на картине, видно, что северяне — светловолосые.
— Моя бабушка таких белыми груздочками называла.
— Я своих друзей-приятелей в этих сорванцах узнаю. Вот этот, любопытный, что прямо на нас смотрит — вылитый Санька Жуков, задира и хулиган. Троица в центре — точно братья Головкины, выдумщики, начисто лишённые злобы. А крайний справа, в расписной рубашонке — это ж как будто я! С какой любовью художник их выписал! И название дал картине душевное и меткое. Правда, мальчики, словно воробьи, сидят на заборе.
— Илларион Михайлович чуткий был человек, и к ребячьим радостям и горестям имел особое сочувствие. У них с женой не было детей, они воспитывали девочку из бедной семьи, звали её Машей. Годы, проведенные у Прянишниковых, она вспоминала позднее как самые счастливые в своей жизни.
— Доверяли дети художнику, держались при нём свободно, потому и на картинах у него удачно получались.
— Прянишникову и жанровые сцены с участием взрослых удавались. Он мог отразить и азарт охотника в весеннем лесу, и трепетное волнение невесты перед свадьбой, и молитвенное сосредоточение воинов накануне ночной атаки во время обороны Севастополя.
— Сердцеведец, значит.
— Пожалуй, можно так сказать. Прянишников искренне сопереживал простому люду и умел вызвать у зрителей сочувствие к героям своих картин. Он ведь был одним из основателей товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижником, то есть?
— Да, участников этого братства и так называли. В него входили такие таланты, как Репин, Суриков, Маковский, Саврасов. Этих художников объединяло подлинно христианское сострадание к людям, жизнь которых тяжела и безрадостна. Живописцы рассказывали в своих полотнах о бедняках в надежде, что такое свидетельство повлечёт за собой перемены к лучшему.
— Они, наверное, верующими были?
— У каждого из передвижников были свои, подчас сложные отношения с Богом. Прянишников — да, был православным. Ещё в юности они вместе с Василием Перовым по нескольку месяцев жили в Троице-Сергиевой лавре. А в зрелые годы Илларион Михайлович расписывал московский храм Христа Спасителя, уничтоженный позднее большевиками.
— Эх, жаль, не увидеть нам святые образы, написанные Прянишниковым — свидетельство его веры!
— Вы знаете, на мой взгляд вера художника отразилась во всём его творчестве. Вот даже в картине «Воробьи». Живописец здесь показал крестьянских мальчишек без прикрас — босыми, лохматыми, но, как вы верно заметили, с большой любовью и участием. Илларион Прянишников смотрел на них так, как Христос заповедовал людям смотреть друг на друга.
«Картину Иллариона Прянишникова „Воробьи“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Переяславская рада». Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества, результатом которого стало вхождение Запорожского войска в Русское царство и присяга казаков царю Алексею Михайловичу.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.