
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Наверняка, для многих современных людей, незнакомых с традицией Священного Писания, эти слова апостола Павла прозвучат как некий ужасный и возмутительный архаизм, ведь апостол, как кажется, утверждает то, с чем наше просвещенное общество пытается бороться: Павел пишет, что женщинам нельзя ни учить, ни быть во власти, но пребывать в безмолвии и подчинении, а еще он пишет, что женщина если и может спастись, то только через рождение детей. Основной аргумент апостола прост: в библейском раю именно Ева стала объектом соблазнения змея, Адам же пал через Еву.
На фоне этих размышлений Павла совершенно незамеченной остается другая его мысль, в свете которой, собственно, и нужно прочитывать этот отрывок Первого послания к Тимофею. Эту мысль апостол высказал в самом начале своих рассуждений относительно женщин в христианском обществе. Вот, что он написал и что, как правило, остается вне нашего внимания: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
Всё, что апостол написал далее, является по сути развитием этой мысли. Существуют всем прекрасно известные особенности каждого из полов, конечно, бывают исключения, но общее правило, которое большинство из нас в себе ощущает таково: мужчинам свойственно добиваться своих целей, невзирая ни на что, зачастую в массовой культуре мужчины представлены как некие высокомерные драчуны, которые мгновенно и совершенно однозначно реагируют на какое-либо пренебрежительное отношение к себе. Мальчики с самого раннего детства вынуждены постоянно отстаивать свою честь кулаками, мальчикам категорически не рекомендуется плакать, мальчики должны стоически переносить боль. Ну а женщины, с точки зрения все той же массовой культуры, — это существа иного рода, их интересы сосредоточены вокруг украшения самих себя, плакать им дозволяется, а вот проявлять агрессию, напротив, крайне нежелательно.
Апостол Павел взял два этих распространенных воззрения и попытался их преобразовать в христианском ключе, он написал, что мужчины должны «на всяком месте» произносить молитвы «без гнева и сомнения». Но ведь сама по себе молитва противоречит устоявшемуся в обществе образу эталонного мужчины, тем более этому образу противоречит молитва без гнева. Довольно сложно представить героев многочисленных боевиков в состоянии бесстрастной молитвы, ведь эти герои исповедуют совершенно противоположный подход к жизни и к решению возникающих проблем, а если вспомнить Евангелие, то Христовы апостолы зачастую пытались действовать так, как то предполагают фильмы: апостол Петр отрубил ухо слуге первосвященника и был готов сражаться дальше, а братья Иаков и Иоанн предлагали свести огонь с неба для того, чтобы уничтожить селение самарян.
Этим последним Господь Иисус Христос запретил предпринимать какие-либо насильственные действия и с горечью высказал замечание: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55–56). Слова апостола Павла — о том же, суть его мысли состоит в том, что каждый христианин, вне зависимости от своего пола, должен бороться с проявлениями в себе ветхого человека, того человека, который ведет себя не как ученик пришедшего спасть Христа, а как одинокий борец за собственное выживание.
29 августа. О Святом Убрусе

Сегодня 29 августа. Церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Об истории события — протоиерей Владимир Быстрый.
Сегодня мы обратимся к событию, которое является ярчайшей страницей христианской истории и глубокой духовной вехой — перенесению Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь. Это произошло в 944 году.
Почему это так важно? Во-первых, сам Святой Убрус — это уникальная святыня. Это не икона, написанная рукой человека, а чудесное отображение Лика Христа на плате. Это зримое свидетельство Боговоплощения, икона икон, основа иконопочитания.
Во-вторых, исторический контекст: к Х веку Едесса, хранившая образ веками, оказалась под угрозой. Византийские императоры, видя в Убрусе символ божественного покровительства, предприняли сложнейшую дипломатическую миссию. Благодаря выкупу и переговорам с эмиром святыня была торжественно, как сам Небесный Царь, встречена в Константинополе.
И в-третьих, этот праздник имеет двойное измерение. Церковь видит в нём торжество веры в реальность Христова Лика и Божий промысел. На Руси же он органично слился с народной традицией Хлебного Спаса, благодарения за урожай, где земной хлеб освящается как дар от истинного Хлеба Жизни.
Этот праздник напоминает нам о реальности Христа, призывает нести Его образ в своих сердцах, быть благодарными за дары от величайших святынь до насущного хлеба. И в современном мире искажённых образов — утверждать непреходящую ценность истинного образа Спасителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 августа. О Живописце Александре Бейдемане

Сегодня 29 августа. В этот день в 1826 году родился русский живописец Александр Бейдеман.
О его трудах и их значении для современных художников — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский живописец, график, мемуарист, оставивший после себя огромное наследие, в том числе и мозаичное. Трудившийся в храмах Левадии, делавший эскизы для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, человек, неутомимо работавший над совершенствованием своей собственной кисти живописной, оставивший после себя десятки сюжетов античного и библейского содержания.
Александр Бейдеман много трудился для православных храмов, выстроенных в странах Европы, и до последнего издыхания он работал, устали не зная и не желая почивать на лаврах.
Сегодня особенно значима классическая школа, и современному талантливому молодому человеку нелегко усвоить наследие классической художественной школы, именно потому, что, как ни парадоксально вам может это показаться, в Америке и Европе сегодня юношей и девушек, одарённых художественным талантом, учат компьютерной графике, концептуальному искусству, примитивизму и прочим постмодернистским тенденциям.
Александр Бейдеман виртуозно владел мазком. Его кисть запечатлевала величественные картины античной и библейской истории — это высокое классическое искусство, которого сегодня практически не найти у молодых художников, если они игнорируют ту школу трудоёмкую, которая всегда лежала в основании школьных и академических занятий в России.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 августа. О мученике Диомиде-враче

Сегодня 29 августа. День памяти Мученика Диомида врача, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
«Орудия мучений проложили тебе путь на небо, воин Христов Деомид. Ты победил козни дьявола и со Христом прославился на небесах. Молись о чтущих с верой память твою,» — говорится в тропаре святому мученику Деомиду.
Святой Деомид был родом из Тарса Киликийского, откуда происходил и апостол Павел. На рубеже III и IV веков он занимался врачебной практикой в Византии на европейском берегу Босфора. Деомид был схвачен во время одной из поездок. Причина ареста неизвестна, но, как это часто случалось с христианскими врачами, лечившими пациентов даром и от неизлечимых болезней, он, вероятно, стал жертвой доноса со стороны языческих врачей-конкурентов. Так произошло, например, с другими великими врачами того времени — Космой и Дамианом. Святого обвинили в том, что он проповедовал веру, лечил безвозмездно, а когда медицина была бессильна, призывал над больными имя Христово, и многие исцелялись.
Поскольку на месте служения Деомида спустя всего четверть века царь Константин Великий построил город Константинополь, почитание святого в этой новой столице империи было огромным.
Вместе со святыми Космой и Дамианом, Киром и Иоанном, Пантелеимоном и Ермолаем, Самсоном, Фотием и Никитой святой Деомид призывается православной церковью в таинстве Елеосвящения и молитвах об исцелении болящих.
Все выпуски программы Актуальная тема