
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок продолжает начатую апостолом Павлом ранее в Первом послании к Тимофею заочную полемику с лжеучителями, которые строили свои умозаключения на превратно понятом Пятикнижия Моисея. У нас нет точных данных, относительно того, чему именно учили эти люди, но из слов апостола можно сделать вывод, что они делали какой-то особый акцент на законе Моисея, попутно извращая его понимание. Поэтому Павлу приходится писать о сути этого закона, о том, почему и для кого он был нужен. Апостол в своих размышлениях разделяет всё человечество на две группы: на праведников и на беззаконных. Закон, по его мнению, нужен лишь вторым, но никак не первым, праведники не нуждаются в законе Моисея, ведь они следуют тому закону, который вложен в каждого человека Богом, а внешний закон — для тех, кто по каким-то причинам помрачил свою совесть настолько, что она перестала ясно различать добро и зло.
Апостол пишет, «что закон добр, если кто законно употребляет его». Оказывается, что закон Моисея можно использовать как законно, так и незаконно. Это звучит довольно странно, если не помнить о цели закона. О ней апостол Павел неоднократно писал в своих посланиях, к примеру, в Послании к Галатам он написал так: «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Иными словами, правильное употребление закона должно приводить человека ко Христу, ну а на неправильное его прочтение и применение нам указывают обильные евангельские примеры тех, с кем неустанно дискутировал Воплощенный Бог: примеры фарисеев, саддукеев, книжников и законников. Все эти люди видели цель закона Моисея в чем угодно, но не в том, что он является путем ко Христу. Для большинства из них закон был самоценен, в лучшем случае его смысл в их представлении не простирался дальше сохранения израильского народа как единой общности, но чаще всего закон нужен был лишь для обеспечения понятной и комфортной жизни. Что, конечно, само по себе неплохо, но это тупиковый путь, потому что он не способен привести ко Христу.
Не так давно вышел один очень любопытный документальный фильм о людях, которые родились и выросли в общинах американских иудеев, но в какой-то момент решили покинуть эти общины. Причины у каждого из героев фильма были свои, но было и нечто общее, то, что прекрасно выразил один из иудейских учителей, который тоже стал героем фильма: на вопрос юноши, решившего покинуть общину, относительно воли Божией он ответил, что вопрос поставлен неправильно, что Бог здесь ни при чем, общины живут по закону Моисея и не задаются вопросом о Боге, ведь Бог уже выразил свою волю в даровании закона, а для них имеет значение то, что исполнение закона — это доказавшая временем свою эффективность практика жизни, а не что-то иное. Возможно, это частное мнение конкретного учителя и другие иудейские учителя с ним не согласны. Но если судить по евангельским диалогам Христа с современными Ему иудеями, то дело обстоит именно так: люди соблюдают закон Моисея, и о воле Божией совершенно не задумываются, как не задумываются и о том, какова конечная цель закона.
Вполне очевидно, что неправильное понимание цели ветхозаветного закона — очень распространенное явление. Но, к счастью, у нас есть апостольские послания, которые помогают понять суть и смысл Ветхого Завета с тем, чтобы не допускать ошибок в его прочтении и применении в повседневной жизни.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер