
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок продолжает начатую апостолом Павлом ранее в Первом послании к Тимофею заочную полемику с лжеучителями, которые строили свои умозаключения на превратно понятом Пятикнижия Моисея. У нас нет точных данных, относительно того, чему именно учили эти люди, но из слов апостола можно сделать вывод, что они делали какой-то особый акцент на законе Моисея, попутно извращая его понимание. Поэтому Павлу приходится писать о сути этого закона, о том, почему и для кого он был нужен. Апостол в своих размышлениях разделяет всё человечество на две группы: на праведников и на беззаконных. Закон, по его мнению, нужен лишь вторым, но никак не первым, праведники не нуждаются в законе Моисея, ведь они следуют тому закону, который вложен в каждого человека Богом, а внешний закон — для тех, кто по каким-то причинам помрачил свою совесть настолько, что она перестала ясно различать добро и зло.
Апостол пишет, «что закон добр, если кто законно употребляет его». Оказывается, что закон Моисея можно использовать как законно, так и незаконно. Это звучит довольно странно, если не помнить о цели закона. О ней апостол Павел неоднократно писал в своих посланиях, к примеру, в Послании к Галатам он написал так: «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Иными словами, правильное употребление закона должно приводить человека ко Христу, ну а на неправильное его прочтение и применение нам указывают обильные евангельские примеры тех, с кем неустанно дискутировал Воплощенный Бог: примеры фарисеев, саддукеев, книжников и законников. Все эти люди видели цель закона Моисея в чем угодно, но не в том, что он является путем ко Христу. Для большинства из них закон был самоценен, в лучшем случае его смысл в их представлении не простирался дальше сохранения израильского народа как единой общности, но чаще всего закон нужен был лишь для обеспечения понятной и комфортной жизни. Что, конечно, само по себе неплохо, но это тупиковый путь, потому что он не способен привести ко Христу.
Не так давно вышел один очень любопытный документальный фильм о людях, которые родились и выросли в общинах американских иудеев, но в какой-то момент решили покинуть эти общины. Причины у каждого из героев фильма были свои, но было и нечто общее, то, что прекрасно выразил один из иудейских учителей, который тоже стал героем фильма: на вопрос юноши, решившего покинуть общину, относительно воли Божией он ответил, что вопрос поставлен неправильно, что Бог здесь ни при чем, общины живут по закону Моисея и не задаются вопросом о Боге, ведь Бог уже выразил свою волю в даровании закона, а для них имеет значение то, что исполнение закона — это доказавшая временем свою эффективность практика жизни, а не что-то иное. Возможно, это частное мнение конкретного учителя и другие иудейские учителя с ним не согласны. Но если судить по евангельским диалогам Христа с современными Ему иудеями, то дело обстоит именно так: люди соблюдают закон Моисея, и о воле Божией совершенно не задумываются, как не задумываются и о том, какова конечная цель закона.
Вполне очевидно, что неправильное понимание цели ветхозаветного закона — очень распространенное явление. Но, к счастью, у нас есть апостольские послания, которые помогают понять суть и смысл Ветхого Завета с тем, чтобы не допускать ошибок в его прочтении и применении в повседневной жизни.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







