
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок продолжает начатую апостолом Павлом ранее в Первом послании к Тимофею заочную полемику с лжеучителями, которые строили свои умозаключения на превратно понятом Пятикнижия Моисея. У нас нет точных данных, относительно того, чему именно учили эти люди, но из слов апостола можно сделать вывод, что они делали какой-то особый акцент на законе Моисея, попутно извращая его понимание. Поэтому Павлу приходится писать о сути этого закона, о том, почему и для кого он был нужен. Апостол в своих размышлениях разделяет всё человечество на две группы: на праведников и на беззаконных. Закон, по его мнению, нужен лишь вторым, но никак не первым, праведники не нуждаются в законе Моисея, ведь они следуют тому закону, который вложен в каждого человека Богом, а внешний закон — для тех, кто по каким-то причинам помрачил свою совесть настолько, что она перестала ясно различать добро и зло.
Апостол пишет, «что закон добр, если кто законно употребляет его». Оказывается, что закон Моисея можно использовать как законно, так и незаконно. Это звучит довольно странно, если не помнить о цели закона. О ней апостол Павел неоднократно писал в своих посланиях, к примеру, в Послании к Галатам он написал так: «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Иными словами, правильное употребление закона должно приводить человека ко Христу, ну а на неправильное его прочтение и применение нам указывают обильные евангельские примеры тех, с кем неустанно дискутировал Воплощенный Бог: примеры фарисеев, саддукеев, книжников и законников. Все эти люди видели цель закона Моисея в чем угодно, но не в том, что он является путем ко Христу. Для большинства из них закон был самоценен, в лучшем случае его смысл в их представлении не простирался дальше сохранения израильского народа как единой общности, но чаще всего закон нужен был лишь для обеспечения понятной и комфортной жизни. Что, конечно, само по себе неплохо, но это тупиковый путь, потому что он не способен привести ко Христу.
Не так давно вышел один очень любопытный документальный фильм о людях, которые родились и выросли в общинах американских иудеев, но в какой-то момент решили покинуть эти общины. Причины у каждого из героев фильма были свои, но было и нечто общее, то, что прекрасно выразил один из иудейских учителей, который тоже стал героем фильма: на вопрос юноши, решившего покинуть общину, относительно воли Божией он ответил, что вопрос поставлен неправильно, что Бог здесь ни при чем, общины живут по закону Моисея и не задаются вопросом о Боге, ведь Бог уже выразил свою волю в даровании закона, а для них имеет значение то, что исполнение закона — это доказавшая временем свою эффективность практика жизни, а не что-то иное. Возможно, это частное мнение конкретного учителя и другие иудейские учителя с ним не согласны. Но если судить по евангельским диалогам Христа с современными Ему иудеями, то дело обстоит именно так: люди соблюдают закон Моисея, и о воле Божией совершенно не задумываются, как не задумываются и о том, какова конечная цель закона.
Вполне очевидно, что неправильное понимание цели ветхозаветного закона — очень распространенное явление. Но, к счастью, у нас есть апостольские послания, которые помогают понять суть и смысл Ветхого Завета с тем, чтобы не допускать ошибок в его прочтении и применении в повседневной жизни.
26 апреля. О подвиге мученика Крискента

Сегодня 26 апреля. День памяти Мученика Крискента из Мир Ликийских, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его личности и подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда русский человек слышит «Мирликийский», безусловно, у него ассоциация возникает со святителем Николаем. Эта ассоциация не случайна, потому что Мир Ликийский – это небольшой городок. Даже в Ликие это не самый главный город, не самый главный порт. Если б не святитель Николай, никто бы о нём и не узнал. Более того, мученик Крискент, чью память мы сегодня совершаем, это тоже человек, о котором мы знаем благодаря святителю Николаю, потому что именно в древнейших списках жития святителя Николая, в похвалах, которые писал святителю Николаю преподобный Андрей Кридский, мы обязательно встречаем упоминания о почитании мученика Крискента. Если мы откроем его житие, то мы увидим достаточно стандартный текст. Проповедовал Христа, был схвачен на мучение, предложили отречься, не согласился, был убит. Однако за вот этим стандартным гимном мученичеству скрывается реальный человек. Причём, если мы это посмотрим, то этот человек просто по годам жизни. Это современник святителя Николая. Но современник не того святителя Николая, которого мы знаем, великого епископа, который беседует с императором, заступается за генералов, который в силах раздать сокровища людям. А как раз современник и ровесник святителя Николая. Это тот человек, который был рядом с будущим святителем и который его вдохновил служить Христу, который уже наследовал Царствие Небесное. И глядя и почитая которого, святитель Николай стал тем святым, которого мы знаем и любим.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О том, что человек принимает на себя

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О благословении Божьем на всякое доброе дело — священник Алексей Дудин.
Человек — это орудие Божие. Орудие разумное и в силу этого ответственное. Каждый из нас, имея от Бога свободу воли, проявляет свободу воли в нашей жизни. Хорошо, когда человек творит добрые дела. Хорошо, когда веление его сердца, а ведь каждый человек хочет быть добрым и хорошим, в этой жизни успешно реализуется. Но для этого есть необходимые условия. Это условие благословение Божие. Потому что ничто человек не может здесь на земле сотворить доброго только от себя. От себя он только проявляет доброе намерение. А Господь это доброе намерение благословляет и дает возможность ему в жизни воплотиться. Иногда этого не происходит. От чего же? Прежде всего, от того, что человек не просит Бога. Господь сказал «просите и дастся вам». Если человек надеется на себя, если он присваивает себе благодать Святого Духа и Его дары, тогда Господь может не благословить даже доброе дело. Поэтому перед каждым добрым делом нужно призвать благодать Божию и попросить, чтобы Господь поучаствовал в нём и сотворил его ко благу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 26 апреля. Суббота Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — священник Николай Дубинин.
Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! Вот и подходит к завершению Светлая Седмица, и мы, наполненные радостью о Христе воскресшем, должны помнить, что эту радость необходимо сохранить на весь год. Потому что одним из качественных состояний жизни христианина должна быть радость. Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что плод духовной жизни это любовь, радость и мир. Вот нам иногда нужно об этом вспоминать и как бы сверять свое внутреннее состояние. Вот сейчас в моей душе царит любовь к ближнему. Есть ли у меня мир со всеми? В радости ли я пребываю, или в уныние или тоске? Пусть радость о Воскресшем Господе, победившем смерть, даровавшему нам жизнь вечную, будет наполнять наши сердца во все дни нашей жизни!
Все выпуски программы Актуальная тема