
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок продолжает начатую апостолом Павлом ранее в Первом послании к Тимофею заочную полемику с лжеучителями, которые строили свои умозаключения на превратно понятом Пятикнижия Моисея. У нас нет точных данных, относительно того, чему именно учили эти люди, но из слов апостола можно сделать вывод, что они делали какой-то особый акцент на законе Моисея, попутно извращая его понимание. Поэтому Павлу приходится писать о сути этого закона, о том, почему и для кого он был нужен. Апостол в своих размышлениях разделяет всё человечество на две группы: на праведников и на беззаконных. Закон, по его мнению, нужен лишь вторым, но никак не первым, праведники не нуждаются в законе Моисея, ведь они следуют тому закону, который вложен в каждого человека Богом, а внешний закон — для тех, кто по каким-то причинам помрачил свою совесть настолько, что она перестала ясно различать добро и зло.
Апостол пишет, «что закон добр, если кто законно употребляет его». Оказывается, что закон Моисея можно использовать как законно, так и незаконно. Это звучит довольно странно, если не помнить о цели закона. О ней апостол Павел неоднократно писал в своих посланиях, к примеру, в Послании к Галатам он написал так: «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Иными словами, правильное употребление закона должно приводить человека ко Христу, ну а на неправильное его прочтение и применение нам указывают обильные евангельские примеры тех, с кем неустанно дискутировал Воплощенный Бог: примеры фарисеев, саддукеев, книжников и законников. Все эти люди видели цель закона Моисея в чем угодно, но не в том, что он является путем ко Христу. Для большинства из них закон был самоценен, в лучшем случае его смысл в их представлении не простирался дальше сохранения израильского народа как единой общности, но чаще всего закон нужен был лишь для обеспечения понятной и комфортной жизни. Что, конечно, само по себе неплохо, но это тупиковый путь, потому что он не способен привести ко Христу.
Не так давно вышел один очень любопытный документальный фильм о людях, которые родились и выросли в общинах американских иудеев, но в какой-то момент решили покинуть эти общины. Причины у каждого из героев фильма были свои, но было и нечто общее, то, что прекрасно выразил один из иудейских учителей, который тоже стал героем фильма: на вопрос юноши, решившего покинуть общину, относительно воли Божией он ответил, что вопрос поставлен неправильно, что Бог здесь ни при чем, общины живут по закону Моисея и не задаются вопросом о Боге, ведь Бог уже выразил свою волю в даровании закона, а для них имеет значение то, что исполнение закона — это доказавшая временем свою эффективность практика жизни, а не что-то иное. Возможно, это частное мнение конкретного учителя и другие иудейские учителя с ним не согласны. Но если судить по евангельским диалогам Христа с современными Ему иудеями, то дело обстоит именно так: люди соблюдают закон Моисея, и о воле Божией совершенно не задумываются, как не задумываются и о том, какова конечная цель закона.
Вполне очевидно, что неправильное понимание цели ветхозаветного закона — очень распространенное явление. Но, к счастью, у нас есть апостольские послания, которые помогают понять суть и смысл Ветхого Завета с тем, чтобы не допускать ошибок в его прочтении и применении в повседневной жизни.
Павел Трубецкой. «Мать и дитя»

— Маргарита, посмотри какая необычная скульптура! Впрочем, не удивлена: мы ведь с тобой в московском Музее русского импрессионизма.
— Да, вижу, Оля! Работа Павла Петровича Трубецкого. Или Паоло Трубецкого, как сам он часто подписывался, потому что был наполовину итальянцем. Он жил и творил в конце 19-го — первой половине 20-го века. Скульптурная композиция называется «Мать и дитя».
— Вообще-то я думала, что импрессионизм — это стиль живописи. А тут — скульптура... Неожиданно.
— Правда, скульптурный импрессионизм — довольно редкое явление. Павел Трубецкой, пожалуй, один из немногих его представителей. Для импрессионизма характерно своеобразное видение натуры. Однако у Трубецкого оно гармонично переплетается с вполне классическими художественными приёмами.
— Я как раз на это и обратила внимание! Фигуры женщины и ребёнка — их головы, лица, руки — вроде бы выполнены в привычной реалистичной манере. Но в то же время скульптура выглядит как будто слегка незавершённой, не до конца отточенной. Кажется, на ней заметны даже вмятины от ладоней мастера, и видно, как двигались его руки. Где-то эти движения резкие, неровные. Где-то — наоборот, плавные.
— И этим контрастом скульптор создал потрясающую динамику. Тем более это поразительно, что материал композиции — не мягкая и податливая глина, а довольно непростая для такой работы бронза.
— Бронза? Никогда бы не подумала! Композиция выглядит лёгкой, воздушной. А знаешь, Маргарита, ведь эта своеобразная небрежность, незаконченность, создаёт удивительный скульптурный рельеф. Благодаря им с любого ракурса на изваянии видна игра света и тени. Кажется даже, что женщина и мальчик двигаются!
— Ты права, Ольга. Из-за необычной техники границы скульптуры как бы размываются, фигуры приобретают внутреннюю экспрессию, можно сказать — «оживают». Это свойство работ Трубецкого отмечал живописец Илья Репин. Он называл творчество Павла Петровича искренним, трогательным, а главное — жизненным. Таким и было творческое кредо самого Трубецкого: «видеть поэзию жизни во всём, что окружает».
— Скульптура лиричная, одухотворённая. А кто же они, эти «Мать и дитя»? С кого Трубецкой их лепил? Или это просто фантазия скульптора?
— Нет, Оля, не фантазия. Павел Петрович запечатлел горячо любимую супругу Элин и их единственного сына Пьера.
— Чувствуется огромная любовь, с которой скульптор создавал своё произведение!
— Да! Трубецкого неспроста называли искренним художником. Коллеги-современники утверждали: по работам Павла Петровича можно с большой долей вероятности определить его отношение к модели.
— А ещё почему-то — печаль...
— В 1908-м году, буквально через несколько месяцев после того, как скульптор начал работу над композицией «Мать и дитя», его сын Пьер заболел и скоропостижно скончался. Мальчику было всего два года...
— Творчество помогло художнику пережить горе?
— Помогло, и потом не раз ещё помогало. В 1927 году супруга Трубецкого, Элин, тяжело заболела. Скульптор нашёл лучших врачей, пробовали всё возможное, чтобы её вылечить. Однако женщина умерла. Всю оставшуюся жизнь Павел Петрович воплощал в своём творчестве образ любимой жены и сына.
— А где можно увидеть эти его скульптуры?
— Ну, например, в итальянском городе Палланца есть монумент работы Трубецкого — мемориал павшим в Первой Мировой войне. В одной из его скульптурных групп — женщине с ребёнком — просматриваются черты Элин и Пьера.
— И всё же, несмотря ни на что, от работы Трубецкого «Мать и дитя» веет светлым настроением.
— Скульптор говорил: «Как после ненастья всегда показывается солнце, так и радость всегда побеждает в жизни и творчестве». Трубецкого называли художником-оптимистом, который с детской непосредственностью умел всюду находить красоту.
— И нас с тобой, Маргарита, скульптор Павел Трубецкой сегодня научил видеть её по-особенному.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Неизвестный художник. «Омовение ног»

— Андрей Борисович, смотрите, это она! Картина, которую вы так хотели увидеть здесь, в Русском музее...
— «Омовение ног» кисти неизвестного художника начала 19-го века...
— Помню, что евангельский сюжет, который лежит в основе этой картины, вас как-то особенно волновал.
— Да, Маргарита Константиновна. Сюжет о том, как во время последней трапезы Христа с двенадцатью учениками Он начал умывать ноги ученикам и вытирать полотенцем, которым был препоясан. А Пётр отвечал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?.. Не умоешь ног моих вовек...»
— И тогда Иисус ответил ему, что Пётр пока этого не понимает, но поймёт позже. Фигуру Христа, омывающего ноги Петру, мы видим на картине в центре композиции. Вокруг них — другие апостолы.
— Они смотрят на происходящее взволнованно...
— И обратите внимание, Андрей Борисович, на облик Христа. Он высвечен золотистыми и светлыми оттенками. В то время как на общем фоне полотна преобладает более тёмная, охровая гамма: приглушённые оттенки бронзового и бежевого цветов. Этот контраст создаёт ощущение сокровенности и величия момента.
— Знаете, Маргарита Константиновна, я иногда размышляю над сюжетом. И мысленно дерзаю ставить себя на место ученика Христа, которому Он омыл ноги. Пытаюсь понять, как апостолы реагировали тогда, что чувствовали... Наверное то, что переворачивает душу, преображает её. Когда сам Господь являет собой пример смирения и кротости... И как сказано в Евангелии, «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
— И Господь здесь говорит, конечно, не о конкретных действиях учеников, а о том, как, с какими мыслями и чувствами они должны служить ближним. Не по обязанности, но из любви, как это делал Сам Христос. И поэтому можно сказать, что омовение ног — это своего рода метафора, образное выражение деятельной христианской любви к ближнему.
— И на картине эта мысль читается в изображении самого Христа — художник показал Его низко склонённым перед апостолом.
— Интересно, что этот евангельский сюжет широко распространён в иконографии, но нечасто встречается в живописи. Из западноевропейских художников, например, к ней обращался разве что венецианец Тинторетто в 16 веке, и ещё можно найти несколько гравюр на эту тему.
— И это ещё одна причина, почему мне так хотелось увидеть этот шедевр Русского музея, который сейчас перед нами. Жаль, что мы не знаем имени художника, создавшего его.
— Долгое время считалось, что картину «Омовение ног» написал Владимир Боровиковский.
— А, тот самый, что жил на рубеже 18 и 19-го веков.
— Да. Но в 1955 году искусствоведы Русского музея провели экспертизу, которая опровергла авторство Боровиковского. Эксперты определили примерное время написание работы — конец 18-го или первая четверть 19-го века. Но вот имя художника установить не удалось.
— Зато сохранилась изображённая в красках евангельская история о смирении Христа.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Герман Блинов. «Александр Сергеевич Пушкин среди крестьян»

— Доброе утро, Маргарита Константиновна!
— Здравствуйте, Татьяна Львовна!
— Я, собственно, хотела томик Пушкина у вас на пару дней попросить. А то мою книгу сын забрал. Приезжал, зачитался, оторваться не мог, так и увёз с собой. А мне вдруг тоже почитать захотелось.
— С радостью, Татьяна Львовна! Проходите, посмотрите вон там, в книжном шкафу.
— Вот этот сборник возьму, если вы не против. Тут все мои любимые стихи. Ой, выпало что-то... Закладка, наверное. Открытка. Какая интересная!
— Так вот где она была! Это работа современного художника Германа Владимировича Блинова.
— Правда? Какой необычный стиль! Так всё просто, даже наивно...
— Именно, Татьяна Львовна! Я когда-то купила эту открытку-репродукцию в московском Музее русского лубка и наивного искусства. Герман Блинов — один из ярких представителей этого течения в живописи. Кстати, там выставлен и оригинал картины. Написана она маслом на картоне, и называется «Александр Сергеевич Пушкин среди крестьян». Художник написал её в 1987 году.
— Наивное искусство, вот оно что! А знаете, Маргарита Константиновна, я сейчас присмотрелась... Ведь действительно, у этого простого рисунка довольно тонкое, хотя, конечно, и своеобразное художественное исполнение. Есть в нём характер, глубина, настроение. Пожалуй, запросто так не напишешь.
— Конечно, Татьяна Львовна! Да, в художественных произведениях наивного искусства всё как будто не по правилам. Изображение упрощённое, нарушены пропорции и перспектива, не соблюдаются принципы света и тени. И вместе с тем, это настоящие произведения искусства, которые ценятся во всём мире.
— Уж не знаю, в детской ли наивности дело, но картина Германа Блинова удивительно светлая и позитивная. Глядя на неё, хочется улыбаться. Кстати, довольно неожиданный сюжет у полотна. Почему именно Пушкин?
— Насколько я знаю, Александр Сергеевич — любимый поэт художника. И это не единственная работа Блинова, посвящённая эпизодам из жизни Пушкина.
— Александр Сергеевич на фоне белоснежного храма стоит в окружении крестьян. Те, по всей вероятности, что-то ему рассказывают, оживлённо жестикулируют...
— По воспоминаниям современников поэта, он часто беседовал с крестьянами. Между прочим, многие свои сказки Пушкин писал, вдохновляясь рассказами, которые слышал от простых людей.
— Смотрите, Маргарита, Константиновна: на крепостных крестьянах 19 века — современные шапки-ушанки и телогрейки! Как же так?!
— А это ещё одна отличительная черта наивного искусства — художники не стремятся соблюдать историческую точность. Но можно, пожалуй, трактовать и по-другому. Возможно, таким образом художник хотел показать, что Пушкин — вне времени.
— Интересно, а где происходит действие картины? Если крестьяне — значит, в деревне. Может быть, в Болдине?
— Нет, Татьяна Львовна. В селе Михайловском. Посмотрите, художник даёт нам подсказку. Храм на полотне вполне узнаваем — это Собор Успения Пресвятой Богородицы Святогорского монастыря неподалёку от имения Пушкиных. У его стен был погребён поэт...
— Вот вам и наивное искусство! Сколько интересного смогла рассказать эта простая на первый взгляд картина! А знаете что, Маргарита, Константиновна? Я в ближайшее время обязательно схожу в Музей наивного искусства. Может быть, и вы составите мне компанию?
— Договорились, Татьяна Львовна! Посмотрим на оригинал картины вместе.
Все выпуски программы Свидание с шедевром











