— Дядя Андрей, а правда, что моя пра-пра-прабабушка была курсисткой-бестужевкой?
— Правда, Паша. Бабушка моего деда, а твоего, соответственно, прадеда, Мария Васильевна Марданова, действительно училась в начале двадцатого столетия на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.
— Ух ты, как здорово! А у нас, случайно, не сохранились фотографии Марии Васильевны?
— К сожалению, весь семейный архив Мардановых сгорел во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну. Но у меня есть репродукция картины Николая Ярошенко «Курсистка». Сейчас найду, подожди... Вот, смотри — юная студентка возвращается с учёбы, храбро шагает по тёмной улице с книгами под мышкой. По семейной легенде, героиня этого полотна похожа на нашу родственницу.
— Симпатичная какая! Особенно мне нравится её взгляд. Дядя Андрей, а может быть, художник с нашей бабушки и писал картину?
— Нет, Паша. Николай Ярошенко показал своё полотно публике в 1883 году, а Мария Марданова училась на двадцать лет позже. Прототипом и моделью для художника послужила писательница Анна Дитерихс.
— Интересный получился портрет — динамичный, живой.
— Не совсем правильно называть картину «Курсистка» портретом. Это скорее жанровое полотно, собирательный образ. Коротко остриженные волосы, мужская шапочка, широкий свитер, подпоясанный кожаным ремнём, клетчатый плед, наброшенный на плечи — узнаваемые черты бестужевок. Имидж, который шокировал современников.
— Но почему?
— Подчеркнуто простой наряд, как у Анны Дитерихс, ассоциировался с эмансипацией и феминизмом.
— Но ведь курсистки и были феминистками? Курсы для женщин появились благодаря эмансипации?
— Нет, у высшего женского образования совсем другие истоки.
— И какие же?
— После отмены крепостного права большая часть дворян обеднела. Многим благородным дамам пришлось задуматься о том, как прокормить себя. Чтобы найти достойную работу, требовалось образование. И в 1878 году появились высшие женские курсы, названные Бестужевскими по фамилии первого директора, профессора Бестужева-Рюмина.
— А чему там учили девушек?
— На курсах действовали два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Образование давали серьёзное, наравне с мужским, университетским.
— А кем выпускницы потом работали?
— В основном учили детей в земских, то есть районных сельских школах. Писательница Надежда Тэффи в своем рассказе «Учительница» рассказала, как нелегко приходилось вчерашним курсисткам. Благородные барышни жили в крестьянских избах, получали жалование с опозданием и скудно питались.
— То есть, работа для них была своего рода подвигом.
— Верно, Паша. Первые русские студентки — хрупкие девушки с твёрдым характером и горячим сердцем. И этот образ правдиво запечатлел Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».
«Картину Николая Ярошенко „Курсистка“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











