— Дядя Андрей, а правда, что моя пра-пра-прабабушка была курсисткой-бестужевкой?
— Правда, Паша. Бабушка моего деда, а твоего, соответственно, прадеда, Мария Васильевна Марданова, действительно училась в начале двадцатого столетия на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.
— Ух ты, как здорово! А у нас, случайно, не сохранились фотографии Марии Васильевны?
— К сожалению, весь семейный архив Мардановых сгорел во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну. Но у меня есть репродукция картины Николая Ярошенко «Курсистка». Сейчас найду, подожди... Вот, смотри — юная студентка возвращается с учёбы, храбро шагает по тёмной улице с книгами под мышкой. По семейной легенде, героиня этого полотна похожа на нашу родственницу.
— Симпатичная какая! Особенно мне нравится её взгляд. Дядя Андрей, а может быть, художник с нашей бабушки и писал картину?
— Нет, Паша. Николай Ярошенко показал своё полотно публике в 1883 году, а Мария Марданова училась на двадцать лет позже. Прототипом и моделью для художника послужила писательница Анна Дитерихс.
— Интересный получился портрет — динамичный, живой.
— Не совсем правильно называть картину «Курсистка» портретом. Это скорее жанровое полотно, собирательный образ. Коротко остриженные волосы, мужская шапочка, широкий свитер, подпоясанный кожаным ремнём, клетчатый плед, наброшенный на плечи — узнаваемые черты бестужевок. Имидж, который шокировал современников.
— Но почему?
— Подчеркнуто простой наряд, как у Анны Дитерихс, ассоциировался с эмансипацией и феминизмом.
— Но ведь курсистки и были феминистками? Курсы для женщин появились благодаря эмансипации?
— Нет, у высшего женского образования совсем другие истоки.
— И какие же?
— После отмены крепостного права большая часть дворян обеднела. Многим благородным дамам пришлось задуматься о том, как прокормить себя. Чтобы найти достойную работу, требовалось образование. И в 1878 году появились высшие женские курсы, названные Бестужевскими по фамилии первого директора, профессора Бестужева-Рюмина.
— А чему там учили девушек?
— На курсах действовали два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Образование давали серьёзное, наравне с мужским, университетским.
— А кем выпускницы потом работали?
— В основном учили детей в земских, то есть районных сельских школах. Писательница Надежда Тэффи в своем рассказе «Учительница» рассказала, как нелегко приходилось вчерашним курсисткам. Благородные барышни жили в крестьянских избах, получали жалование с опозданием и скудно питались.
— То есть, работа для них была своего рода подвигом.
— Верно, Паша. Первые русские студентки — хрупкие девушки с твёрдым характером и горячим сердцем. И этот образ правдиво запечатлел Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».
«Картину Николая Ярошенко „Курсистка“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница