— Как удивительно, Андрей Борисович. Картина Константина Коровина «На берегу моря в Крыму» вдохновила нас отправиться в Гурзуф. Из Крыма мы прилетели на Алтай — и здесь, в художественном музее Алтайского края видим ещё одно полотно этого замечательного русского живописца, «Две дамы на террасе»!
— Меня такое совпадение очень радует! Коровин — это всегда праздник. А картина «Две дамы на террасе» позволяет в полной мере насладиться его талантом. Здесь художник достиг вершины своего мастерства. Невероятно, как он мог сочетать свободную, эскизную манеру письма и психологическую достоверность изображения.
— Точно! И фигуры отдыхающих на террасе дам, и ваза с цветами на столе, покрытом белой скатертью, и зелень сада на заднем плане прописаны размашистыми мазками, с кажущейся небрежностью. Вблизи изображение как будто распадается на сотни мозаичных деталей. Но отойдёшь чуть подальше — и словно происходит чудо.
— Фигуры молодых женщин оживают, фрукты на блюде благоухают, ветер шелестит листьями в саду. Ты чувствуешь и жаркое дыхание летнего полдня, и отраду отдохновения.
— Мы только что из Крыма, и я как будто снова возвращаюсь в его солнечный мир.
— Хотя Коровин не указал место создания картины, вполне возможно, что она была написана в Гурзуфе, на вилле Саламбо. Художник достроил эту дачу в 1910 году, а полотно «Две дамы на террасе» появилось год спустя, в 1911-ом.
— Саламбо — это та вилла, где у входа бронзовые скульптуры Коровина и Шаляпина?
— Да, та самая! В скульптурной композиции художник и певец представлены сидящими в креслах напротив друг друга. И это не случайно. Федор Иванович был частым гостем в Саламбо, они дружили с Коровиным. Кстати, очень распространена версия, что для картины «Две дамы на террасе» позировали дочери Шаляпина, Ирина и Лидия.
— Но вы, судя по интонации, с этим не согласны?
— Мне кажется маловероятным, что даму художник писал с одиннадцатилетней девочки — а именно в таком возрасте Ирина была на момент создания полотна. Да и насчет Крыма, честно сказать, я сомневаюсь.
— А где по вашему мнению художник работал над картиной «Две дамы на террасе»?
— По антуражу изображение похоже на усадьбу Василия Поленова в подмосковной Жуковке. В гостях у своего учителя Коровин создал целую серию дачных картин.
— Неет, Андрей Борисович, это не Подмосковье! Вы взгляните на освещение! Разве можно сравнить тихий, мягкий свет средней полосы России с яростным, ослепительным потоком на полотне «Две дамы на террасе»? Эти милые леди отдыхают на юге. Если не в Крыму, то где?
— Маргарита Константиновна, вы гений! Я обратил внимание на свет и вспомнил, что летом 1911 года Константин Коровин ездил во Францию, в водолечебницу небольшого городка Виши. В санатории художник не только отдыхал, но и работал — сохранился портрет Шаляпина, подписанный «Виши, 1911-ый». И на том портрете освещение, действительно, схоже с веселой игрой солнечных лучей на картине «Две дамы на террасе».
— Это не я гений, а Коровин! Он обладал потрясающим умением: характер света на картине подсказывает зрителю, в каких широтах разворачивается её действие.
— А что ещё важнее — Коровин отображал на холсте ускользающее мгновение во всей его красоте, подчеркивал неповторимость каждого дня, исключительность каждой минуты. Художник говорил: «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок и форм, не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени». Пожалуй, именно радость можно назвать главным героем полотен Коровина. И так славно, что она сопровождает нас в путешествии!
«Картину Константина Коровина „Две дамы на террасе“ можно увидеть в Государственном художественном музее Алтайского края».
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема