— Знаешь, дядя Андрей, мне нравится Ивангород! Тут и рыцарский замок, и старинная крепость. И даже, вот, художественный музей есть.
— Он появился здесь в 1980 году. Приемный сын художника Ивана Билибина подарил тогда Ивангороду более ста работ из семейного собрания. Коллекцию разместили в доме купца Пантелеева — в этом особняке мы сейчас и находимся. Экспозиция весьма интересная, в ней есть уникальные экспонаты. Вот этот рисунок, например, — «Русские витязи гонят рыцарей».
— Карандашный эскиз, расцвеченный акварелью и тушью. Маленький совсем — шестнадцать на двадцать сантиметров. А что же в нём ценного?
— Это яркий образец уникальной техники Ивана Билибина! Оцени, какая чёткость выверенных линий. В молодые годы художник оттачивал мастерство по шесть-восемь часов в день и добился такого совершенства в работе, что коллеги прозвали его «железная рука».
— И стиль у него интересный.
— О, да! Билибинские рисунки по мотивам былин и сказок, непременно обрамлённые орнаментами, напоминают окошки в волшебный мир. В котором, кстати, можно увидеть очень много достоверных примет русской старины. Прялки и ларцы, сарафаны и душегреи, кружева и вышивки в работах Билибина полностью соответствуют исторической правде. И на рисунке «Русские витязи гонят рыцарей» шлемы, кольчуги, копья и мечи — именно такие, как были в средние века.
— Билибин изучал этнографию?
— Да, причем не только в теории, но и на практике. В 1902 году Иван Яковлевич по заданию этнографического отдела Русского музея совершил экспедицию в Архангельскую губернию. Он говорил тогда: «Мы открыли, точно Америку, старую Русь, покалеченную и покрытую пылью. Но и под пылью она так прекрасна, что хочется её вернуть!». И в дальнейшем в своём творчестве Билибин служил этой идее.
— Рисунок «Русские витязи гонят рыцарей» — тому подтверждение. Он посвящён какой-то битве?
— Да, здесь изображено Ледовое побоище на Чудском озере. Как ты помнишь, 5 апреля 1242 года Александр Невский со своими воинами вышел на бой с рыцарями Ливонского ордена и одержал победу. Иван Билибин в своём рисунке передал те события ёмко и красноречиво. Взгляни — изображение разделено по диагонали. В левой нижней части представлены немецкие рыцари, в правой верхней — русские витязи. У противников лиц не видно. Выписанные чёрной тушью вражеские шлемы, мечи, забрала расположены хаотично. Они, словно ком с горы, катятся с нашей земли под напором богатырей. А витязи расцвечены алым — они словно озарены солнцем.
— Это какую-то книгу иллюстрировал Билибин?
— Да, он работал над собранием былин «Слово о стольном граде Киеве и русских богатырях».
— Дядя Андрей, а почему вот тут, смотри, у рыцарей на доспехах нарисована фашистская свастика?
— Потому что Билибин создал этот рисунок в ноябре 1941 года — в начале Великой Отечественной войны. Художник в то время жил в осаждённом Ленинграде. Он хотел подчеркнуть в своей работе, что и фашистов русские люди одолеют, как некогда рыцарей Ливонского ордена.
— Представляю, как он радовался, когда эта его надежда осуществилась.
— Наверняка радовался, но только уже не на этом свете. Иван Билибин отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда со словами: «Из осаждённой крепости не убегают. Её защищают». И работал до полного изнеможения. Художник умер от голода в феврале 1942 года. Эскиз «Русские витязи гонят рыцарей» — один из последних его рисунков.
— И в нём Билибин раскрылся и как профессионал, и как человек, горячо любящий родину. Достойный итог жизни.
— И всякий, кому посчастливиться побывать в Ивангороде, почтит память художника-патриота.
«Рисунок Ивана Билибина „Русские витязи гонят рыцарей“ можно увидеть в Ивангородском художественном музее».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.