На картине «Совесть» Николай Ге запечатлел то, что происходило с Иудой после его предательского поцелуя. Своей работой художник призывает нас жить в согласии с Богом, ведь совесть — это Его голос, предостерегающий нас от ошибок.
— Вы нас учили в школе, Маргарита Константиновна, что в каждой картине нужно пытаться найти сокровенный замысел художника, постичь его идею. Но есть произведения, которых я решительно не понимаю. Вот, например, работа Николая Ге «Совесть». Когда я вижу её здесь, в Третьяковской галерее, то всякий раз пожимаю плечами в недоумении. Тёмная ночь, пустынная дорога, луна. И какой-то человек, замотанный в светлое покрывало, стоит спиной. При чём здесь совесть?
— А ты обрати внимание, Наташенька, что полотно написано в 1891 году. В то время Николай Ге работал над своим «Страстным циклом».
— То есть, картина посвящена одному из евангельских сюжетов?
— Ну конечно! Это иллюстрация момента, когда Иуда выдал Спасителя солдатам, которых подослали фарисеи. Помнишь, как он сказал стражникам: «Кого поцелую, тот и есть Иисус, которого вы ищите!»? Николай Ге запечатлел то, что происходило сразу после предательского поцелуя. Ссутулившийся человек, стоящий спиной к зрителю — это и есть Иуда.
— А где же Христос?
— А вот, приглядись — в отдалении едва различимые люди с факелами уводят арестованного Спасителя. За этой группой, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат некоторые апостолы. Иуда тоже идет им вслед, но все медленней и медленней.
— Потому что ему стыдно после предательства?
— По мнению Николая Ге, Иуда испытывает двойственные чувства. С одной стороны, он хочет идти вместе с теми, с кем был рядом в последние месяцы, делил стол и кров. Но также понимает, что после поступка, который он совершил, всё уже не будет, как прежде.
— Но почему художник изобразил Иуду со спины? Ведь правильней было бы показать его мучения на лице?
— Согласись, спина предателя показана здесь весьма красноречиво. Фигура с поникшими плечами на пустынной дороге, освещённой лунным светом — воплощение одиночества и тоски. К тому же, Николай Ге считал неважным выражение лица Иуды. Художник говорил, что нет смысла выяснять, каким именно был несчастный человек, принявший тридцать сребреников от убийц Христа.
— Как это — нет смысла?
— А вот так. Николай Ге рисовал Иуду, как первообраз, архетип предательства. И каждый зритель может узнать в нём себя.
— Каждый из нас может узнать себя в Иуде? Но почему, Маргарита Константиновна? Разве все мы — предатели Христа?
— К сожалению, Наташенька, в той или иной степени иногда так бывает. Николай Ге говорил, что мы становимся иудами, когда преступаем заповеди любви к Богу и к людям, не идём решительно вслед за Спасителем.
— Поступаем против своей совести?
— Конечно. Ведь совесть — это голос Бога, предостерегающий нас от ошибок. Но как человек воспримет эти предостережения, зависит только от него самого. Видишь, что случилось с Иудой. Наверняка совесть говорила в нём и до совершения преступления. Но он игнорировал её сигналы, а когда беда случилась, не справился с грузом вины и наложил на себя руки.
— Но ведь всегда можно покаяться!
— Безусловно! Но нужно понимать, что покаяние — это перемена ума, решимость жить по правде, по воле Божией. А если совесть постоянно оскорблять своими поступками, то её угрызения могут привести к унынию, к отчаянию, как это произошло с Иудой.
— Получается, что Николай Ге в своей работе не просто иллюстрирует евангельский фрагмент, но и призывает нас жить в согласии с Богом?
— Именно в этом — главная идея картины «Совесть», которую можно увидеть в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.