Адрес храма Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе:
г. Москва, ул. Гиляровского, д. 35.
Ближайшая станция метро "Проспект мира".
Схема проезда к храму Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе:
Контакты:
129090 г. Москва, ул. Гиляровского, д. 35
+ 7 (495) 681-05-39
E-mail: st-philipp-church@yandex.ru
Адрес сайта: http://st-philipp-church.prihod.ru/
Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе появилась не просто так, но в честь и на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа – их переносили из Соловецкого монастыря в Москву.
Трагическую историю жизни, борьбы и кончины митрополита Филиппа, пожалуй, стоит затронуть хотя бы вкратце. Звали его Федор Степанович Колычев, и происходил он из древнейшего дворянского рода. И, как мне представляется, жизнь его – следствие весьма необычного воспитания. С одной стороны, отец воспитывал его настоящим воином, а мать – учила грамоте по Священному писанию. Итогом же стало явление миру несгибаемого борца и в то же время – настоящего христианского праведника. И вот это сочетание погубило его как человека, но после смерти высоко вознесло как настоящего русского святого.
Выступавший против зверств опричнины, Митрополит Филипп погиб от рук Малюты Скуратова, ближайшего сподвижника Ивана Грозного.
Судьба и сам Бог просто обрекли его на святость.
Поэтому 9 июля 1652 года мощи Митрополита Филиппа привезли из Соловецкого монастыря в Москву и помещены в Успенский собор Кремля. Сначала на месте встречи мощей водрузили крест а в 1677-м году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа.
Видимо, строили быстро и в ущерб качеству, потому что уже спустя 12 лет эту церковь разобрали и в 1691-м году на ее месте поставили новую, каменную. Спустя чуть более полувека ее перестроили и возвели колокольню.
А в 1777 году по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова начались работы по капитальной перестройке каменного здания, которые длились целых 10 лет. Долго, конечно, но зато и получилась красивейшая церковь-ротонда, которая по праву считается одним из лучших образцов московского классицизма. И которая, к счастью, именно в этом виде и дожила до наших дней.
Ее закрывали, но при всем том она находилась под государственной охраной, поэтому пострадала не сильно. Сохранился даже иконостас, некоторые иконы и богатейшая лепнина.
Вернули ее законному владельцу лишь в 1991 году.
А ныне это не просто храм, но еще и Сибирское подворье, которое задумывалось как символ единения московских и Сибирских земель.
Церковь Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе
Ул. Гиляровского, 35. метро «Проспект Мира».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.