Жил на юге Вьетнама один очень богатый человек. И была у него единственная дочь редкой красоты по имени Линь, что значит «весна». И так богач боялся её потерять, что запер в высокой башне на берегу реки.
Однажды весенним утром Линь проснулась в прекрасном настроении, сама не понимая, почему. Вроде бы всё было, как всегда: солнце на небе и её комната, и одиночество. Вот только из открытого окна доносилась дивная мелодия, от которой сердце Линь так и затрепетало.
Подошла девушка к окну и увидела, как мимо башни по реке проплывает лодка, и лодочник играет на флейте. Он стоял к ней спиной, и потому Линь не смогла увидеть лица лодочника, и сначала от всего сердца полюбила мелодию его флейты.
С тех пор каждое утро Линь ждала возле окна лодочника-флейтиста, который оказался красивым юношей. Девушка мечтала, как однажды он заметит её в окне, они познакомятся и он станет её женихом. Но всякий раз лодочник плыл мимо башни, играя на флейте и не глядя на неё.
Влюблённая Линь не догадывалась, что юноша давно её заметил. Каждое утро на рассвете лодочник проплывал мимо дома богача в надежде, что девушка выглянет в окно. Лишь из скромности он не поднимал на башню головы, все свои чувства вкладывая в мелодию флейты.
Однажды юноша решился выведать у знакомого рыбака, как зовут девушку, что живёт в башне у реки.
«Тебе до неё как до луны, — рассмеялся рыбак. — Её зовут Линь, и она самая красивая и самая богатая девушка во всём Вьетнаме».
Понял лодочник, что никогда ему не стать женихом прекрасной Линь, и решил покинуть те края навсегда.
Напрасно на следующее утро ждала Линь знакомую мелодию флейты: лодочник исчез. Не появился он и на следующий день, и через неделю, и спустя месяц. С каждый днём Линь становилась всё печальней, а зимой слегла в постель и больше не вставала.
Отец её позвал лучших лекарей, но никто не мог помочь его дочери. Врачи сказали, что дни девушки сочтены.
... Однажды весной Линь открыла глаза и прислушалась. Она услышала за окном любимую мелодию флейты. Девушка собралась с силами, поднялась с постели и подошла к окну. По реке плыл лодочник: юноша играл на флейте и махал ей рукой. Невыносимой показалась ему жизнь на чужбине без прекрасной слушательницы, пусть даже они никогда не будут вместе. И впервые за долгие месяцы Линь улыбнулась...
Тогда-то и узнал, отец девушки, отчего заболела его дочь.
Через некоторое время молодые люди поженились, и лодочник стал самым известным музыкантом во Вьетнаме. И не потому, что он женился на богатой девушке.
Просто нужно было, чтобы кто-то в тебя по-настоящему поверил.
(по мотивам вьетнамской народной сказки)
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи