Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.
Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.
«Есть ли на вас нательный крестик?» – спросил у него священник. «А зачем?» – ответил тот вопросом. «Как это – зачем? Ведь вы православный человек?» – «Нет, я мусульманин», – последовал неожиданный ответ.
Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большинство «кумов» не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости»; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.
По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» – люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
Вьясская Владимирская пустынь (Пензенская область)
Вьясская Владимирско-Богородицкая пустынь расположена на северо-востоке Пензенской области, в заповедном лесу возле села Большой Вьяс. Вековые сосны соседствуют здесь с могучими дубами, а меж зелёных холмов неспешно течёт речка Вьяс. В конце семнадцатого века на правом её берегу, у родника, поселились два старца-монаха. История сохранила имена этих подвижников — Иван и Тихон. Они поставили над источником часовню и освятили её в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Рядом с отшельниками стали жить единомышленники, искавшие молитвенного уединения. О монашеском поселении узнал владелец здешних земель, граф Гавриил Головкин, сподвижник Петра Первого. Он не только не разгневался на иноков, но и решил поддержать их. Гавриил Иванович передал во владение монахам часть своего имения с правом ловить рыбу и отправил государю челобитную грамоту, в которой просил разрешения построить церковь в лесной пустыни. С царского дозволения Головкин исполнил задуманное. В 1714 году над родником у реки Вьяс уже стоял новый храм, освящённый в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».
Владимирско-Богородицкая пустынь год от года ширилась и крепла. К концу девятнадцатого века в монастыре действовали четыре храма. Территория была обнесена каменной оградой с двумя сторожевыми башнями. В церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» над родником монахи обустроили небольшую купель с фонтаном. Вода в ней постоянно обновлялась, убегая по трубам за пределы храма. Верующие издалека приезжали во Владимирско-Богородицкую пустынь, чтобы с молитвой окунуться в источник. Многие при этом исцелялись от недугов.
Паломничество к освящённому роднику не прекратилось даже в советское время, когда безбожники разорили обитель и снесли церковь иконы «Живоносный источник». До наших дней из всех монастырских храмов уцелел лишь Владимирский. Молитва под его сводами вновь зазвучала в 2002 году. Тогда же в обители возобновилась монашеская жизнь.
Над родником насельники установили кованую ажурную часовенку и рядом обустроили купель. Вода в источнике все такая же чистая, освежающая, целительная, как на заре истории Вьясской Владимирской пустыни.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Боголюбово, Владимирская область. Храм Покрова на Нерли
Золотое кольцо России — всемирно известный туристический маршрут. Путешествуя по нему, непременно стоит посетить церковь Покрова Пресвятой Богородицы близ посёлка Боголюбово в двенадцати километрах от Владимира. Этот храм — один из самых древних в стране. Он был построен в двенадцатом веке по велению благоверного князя Андрея Боголюбского.
Стройное белокаменное здание, увенчанное единственным куполом и украшенное изящной резьбой, считается совершенством архитектурного искусства. Церковь стоит среди заливных лугов в излучине реки Нерль, и потому носит поэтичное название — Покрова на Нерли.
Строительство храма благоверный князь Андрей начал после успешного военного похода в Волжскую Булгарию. Это государство располагалось на территории современного Татарстана и вело непрестанное противостояние с Владимирским княжеством за смежные территории. После жестоких сражений Андрею Боголюбскому удалось заключить с булгарами соглашение. Противники обязались выплачивать дань и больше не досаждать Руси набегами. Но в том в успешном походе был смертельно ранен сын благоверного князя — Изяслав Андреевич. Ради его молитвенной памяти и возвёл отец белокаменную церковь.
Церковь на Нерли стала первой на Руси, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник Андрей Боголюбский учредил в 1164 году. Белокаменный храм стал проповедью благоверного князя о милости Божией Матери.
Храм Покрова на Нерли прекрасен весной, когда стоит на небольшом острове среди затопленных половодьем пойменных лугов. И осенью, когда деревья вокруг загораются золотом и багрянцем. И зимой, на фоне бескрайних снегов.
А летом под древними сводами совершаются богослужения. Идёшь поутру из Боголюбова на литургию и видишь, как стройный силуэт церкви Покрова на Нерли светится белой свечой в тумане. И забываешь, какой век на дворе!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Ачаирский женский монастырь во имя Животворящего Креста Господня (Омская область)
Ачаирский женский монастырь в честь Животворящего Креста Господня расположен в пятидесяти километрах к югу от Омска. Обитель стоит на реке Иртыш, в старинном селе Ачаир. Оно было основано в 1720 году как русский казачий форпост. В конце девятнадцатого века благочестивая вдова Марина Махалова организовала здесь сестрическую общину. Несколько женщин вместе вели хозяйство, молились и читали Священное Писание.
В 1902 году в Ачаире побывал праведный Иоанн Кронштадский. Он призвал подвижниц строить церковь. По благословению пастыря местный казак Михаил Бубеннов пожертвовал сёстрам землю, на которой вскоре возвели храм. 23 мая 1903 года его освятили во имя Архангела Михаила. Женская община получила статус общежительного Михаило-Архангельского монастыря.
Насельницы занимались рукоделием, выращивали хлеб и овощи, держали коров и овец. Революция 1917 года прервала тихие монашеские будни, наполненные трудом и молитвой. Новая власть конфисковала имущество сестёр, а Михаило-Архангельский храм был разрушен.
На территории обители безбожники устроили исправительно-трудовой лагерь. Здесь одновременно содержалось до тысячи заключённых, многие из которых оказались в неволе безвинно. Люди жили в бараках, продуваемых ветрами. Они не имели тёплой одежды и скудно питались. Узники умирали от холода, голода и болезней.
Лагерь закрыли после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Бараки сровняли с землей. Территория стала принадлежать зверосовхозу. В 1991 году Омский митрополит Феодосий обратился к директору этого предприятия с просьбой выделить два метра земли, чтобы установить крест в память всех мучеников, принявших смерть в колонии. В ответ на эту просьбу Церкви выделили тридцать восемь гектаров на восстановление православной обители. 26 октября 1992 года состоялось торжественное богослужение, с которого началось строительство женского монастыря. На этот раз его посвятили Животворящему Кресту Господню.
Сегодня на территории обители семь храмов, пять часовен, монашеские корпуса и гостиница для паломников. Сестры, как их предшественницы встарь, обрабатывают землю и занимаются животноводством. На монастырском дворе бьёт источник минеральной воды. Она здесь удивительная — даже в лютые морозы сохраняет температуру тридцать шесть и шесть десятых градуса. Родник освящён и рядом с ним обустроена купель. Паломники приезжают издалека, чтобы окунуться в источник. И есть немало свидетельств об исцелениях!
Все выпуски программы ПроСтранствия












