1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — вступление к посланию апостола Павла к христианам города Фессалоники. Это был крупный населенный пункт, располагавшийся на одном из торговых путей из Рима на Восток. Христианская община здесь была довольно крупной и состояла как из бывших иудеев, так и из язычников. Как и все другие письма апостола, это посвящено ряду проблем, с которыми столкнулись последователи Христа. На протяжении всего дальнейшего повествования Павел будет разбирать вопросы, касающиеся морали, а также вопросы вероучения. Он будет наставлять, предостерегать и даже упрекать христиан за те искажения, которые они допустили в своих представлениях о Боге, а также за то легкомыслие, с которым некоторые из них проводят свою духовную жизнь. Однако важно то, что начинает он с другого. Он начинает с похвалы, со слов одобрения и поддержки. Он хвалит христиан Фессалоник за их добродетели, за их труды, терпение и любовь, которые они имеют ради Христа. И лишь потом переходит к вразумлению. Очень важный момент. Апостол Павел всегда очень деликатен и предусмотрителен в общении с людьми. В его цели не входит просто обвинить, раскритиковать и указать на недостатки, даже если на это есть все основания. Он действует как мудрый педагог, который знает, что человека необходимо мотивировать, вдохновить на исправление, сохранив при этом добрые отношения. А это возможно лишь в том случае, если мы даем ему понять, что видим в нем не только плохое, но и хорошее, светлое.
Именно так вел Себя с людьми Господь. В Евангелии мы находим тому массу примеров. Он видел возможность добра в Закхее-мытаре, от которого отвернулись все, считая его негодным человеком, жадным и бесчестным. И благодаря этому пробудил в нем покаяние. Он видел светлое в женщине-блуднице, которую толпа хотела побить камнями. Сказал ей слова милосердия и надежды, которые и спасли ее. Он видел благородство в душе Петра, который трижды отрекся от Него и, чувствуя этот любящий взгляд, апостол покаялся и вернулся к Своему Учителю. В каждом, кто оказывался рядом со Христом, Он видел возможность выявить что-то хорошее. И на Страшном суде, по мысли отцов Церкви, Господь будет искать не то, за что нас можно было бы осудить и наказать, но то, за что нас можно будет оправдать и спасти.
Так и каждый из нас должен относиться к своему ближнему. Если мы хотим вдохновить людей на развитие лучших качеств, необходимо учиться видеть в них лучшее, находить красоту и добро в жизни каждого, учиться ободрять их и поддерживать. Душа человека очень чутко реагирует на эту любовь. Со временем она обязательно откликнется, проявит свои лучшие свойства, раскроется, как цветок постепенно раскрывает свой бутон с восходом солнца.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.