Восьмого июня тысяча восемьсот девяносто третьего года Архангельск встречал своего нового правящего архиерея — епископа Никанора (Каменского). Архангельскую и Холмогорскую кафедру владыка занял после долгих лет служения священником и викарием в Казанской епархии. Там, в Казани, он был сподвижником выдающегося миссионера Николая Ильминского и ощутил горячее желание проповедовать Христа тем, кто ещё Его не знает.
В певой же своей речи в кафедральном соборе Архангельска владыка Никанор говорил о миссии как главной задаче. «В необъятных лукоморьях, пред Ледовитым океаном, — сказал епископ, — ещё доселе обитают не познавшие Христа. И до них должен дойти наш корабль Церкви, и у них должны быть пастыри, через которых бы познал их Христос».
Прежде всего, сам преосвященный Никанор и стал таким пастырем для огромной северной епархии, населённой русскими, карелами, саамами, ненцами, коми. Он совершал длительные путешествия — на кораблях, оленьих упряжках, лодках — стремясь посетить каждый приход. В первый же год архиерей совершил на пароходе путешествие к мурманским берегам, посетив селения саамов и Трифонов Печенгский монастырь. Благодаря трудам владыки Никанора многое удалось сделать для усиления проповеди среди саамов. Так, в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году был основан Кильдинский приход, в котором на пожертвование святого Иоанна Кронштадского возвели церковь во имя Алексия Человека Божия.
Преосвященный Никанор также совершил обзор церквей по побережью Белого моря, ездил в район рек Мезени и Печоры, где издавна жили ненцы. А летом тысяча восемьсот девяносто пятого года архиерей предпринял большое путешествие по Карелии. При встрече с прихожанами, с учащимися церковных школ он поучал, чтобы во время литургии петь Отче наш и Символ веры на карельском языке.
«Началось пение священных слов на карельском языке, — рассказывалось в отчёте о путешествии, — толпы за толпами приходили слушать такое пение, неслыханное здесь».
Для содействия миссии в первый же год своего служения в Архангельске владыка Никанор учредил епархиальный комитет Православного миссионерского общества, а при нём — переводческую комиссию. Её усилиями были изданы азбуки карельского, саамского, ненецкого и коми языков, Евангелие и другие книги. В этом проявлялась великая любовь владыки к народам Севера. «Я вращался среди самоедов, карелов, лапландцев и зырян как милых и дорогих мне пасомых», — признавался владыка.
В составленной преосвященным Никанором миссионерской молитве есть трогательные слова: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, согрей сердца и нас всех святою любовию к пребывающим во тьме и сени смертной, да все народы и племена узрят свет Евангелия Твоего!»
За свои миссионерские труды владыка Никанор был удостоен ордена святой Анны первой степени.
В тысяча восемьсот девносто шестом году его перевели на Смоленскую кафедру. А впоследствии служил епархиальным архиереем в Орле, Екатеринбурге, Гродно, Варшаве и Казани (уже в сане архиепископа).
Как отметил выдающийся церковный историк митрополит Мануил (Лемешевский), владыка Никанор — «редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь».
Архиепископ Никанор (Каменский) отошёл ко Господу в тысяча девятьсот десятом году, в возрасте всего лишь шестидесяти трёх лет. «Здоровье моё размыкано по всей Руси Святой», — пошутил он однажды с грустью.
Профессор Киевской духовной академии Алексей Дмитриевский, знавший владыку Никанора, написал: «Мир праху твоему, неутомимый трудолюбец! Да откроет же праведный Господь твоей доброй любящей душе врата горнего Сиона».
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России