Восьмого июня тысяча восемьсот девяносто третьего года Архангельск встречал своего нового правящего архиерея — епископа Никанора (Каменского). Архангельскую и Холмогорскую кафедру владыка занял после долгих лет служения священником и викарием в Казанской епархии. Там, в Казани, он был сподвижником выдающегося миссионера Николая Ильминского и ощутил горячее желание проповедовать Христа тем, кто ещё Его не знает.
В певой же своей речи в кафедральном соборе Архангельска владыка Никанор говорил о миссии как главной задаче. «В необъятных лукоморьях, пред Ледовитым океаном, — сказал епископ, — ещё доселе обитают не познавшие Христа. И до них должен дойти наш корабль Церкви, и у них должны быть пастыри, через которых бы познал их Христос».
Прежде всего, сам преосвященный Никанор и стал таким пастырем для огромной северной епархии, населённой русскими, карелами, саамами, ненцами, коми. Он совершал длительные путешествия — на кораблях, оленьих упряжках, лодках — стремясь посетить каждый приход. В первый же год архиерей совершил на пароходе путешествие к мурманским берегам, посетив селения саамов и Трифонов Печенгский монастырь. Благодаря трудам владыки Никанора многое удалось сделать для усиления проповеди среди саамов. Так, в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году был основан Кильдинский приход, в котором на пожертвование святого Иоанна Кронштадского возвели церковь во имя Алексия Человека Божия.
Преосвященный Никанор также совершил обзор церквей по побережью Белого моря, ездил в район рек Мезени и Печоры, где издавна жили ненцы. А летом тысяча восемьсот девяносто пятого года архиерей предпринял большое путешествие по Карелии. При встрече с прихожанами, с учащимися церковных школ он поучал, чтобы во время литургии петь Отче наш и Символ веры на карельском языке.
«Началось пение священных слов на карельском языке, — рассказывалось в отчёте о путешествии, — толпы за толпами приходили слушать такое пение, неслыханное здесь».
Для содействия миссии в первый же год своего служения в Архангельске владыка Никанор учредил епархиальный комитет Православного миссионерского общества, а при нём — переводческую комиссию. Её усилиями были изданы азбуки карельского, саамского, ненецкого и коми языков, Евангелие и другие книги. В этом проявлялась великая любовь владыки к народам Севера. «Я вращался среди самоедов, карелов, лапландцев и зырян как милых и дорогих мне пасомых», — признавался владыка.
В составленной преосвященным Никанором миссионерской молитве есть трогательные слова: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, согрей сердца и нас всех святою любовию к пребывающим во тьме и сени смертной, да все народы и племена узрят свет Евангелия Твоего!»
За свои миссионерские труды владыка Никанор был удостоен ордена святой Анны первой степени.
В тысяча восемьсот девносто шестом году его перевели на Смоленскую кафедру. А впоследствии служил епархиальным архиереем в Орле, Екатеринбурге, Гродно, Варшаве и Казани (уже в сане архиепископа).
Как отметил выдающийся церковный историк митрополит Мануил (Лемешевский), владыка Никанор — «редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь».
Архиепископ Никанор (Каменский) отошёл ко Господу в тысяча девятьсот десятом году, в возрасте всего лишь шестидесяти трёх лет. «Здоровье моё размыкано по всей Руси Святой», — пошутил он однажды с грустью.
Профессор Киевской духовной академии Алексей Дмитриевский, знавший владыку Никанора, написал: «Мир праху твоему, неутомимый трудолюбец! Да откроет же праведный Господь твоей доброй любящей душе врата горнего Сиона».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема