
Апостол Павел
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Глава 2.
16 Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Соотношение веры и дел в жизни христианина — очень непростой вопрос. Апостольские послания предлагают нам, как кажется, две противоположных точки зрения. Апостол Павел пишет, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа», другой апостол — Иаков — утверждает, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17), апостол Иаков продолжает свою мысль и напоминает: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут».
Кажется, что в словах апостолов есть некоторое противоречие. Но если внимательнее присмотреться к контексту их слов, то легко убедиться: они под «верой» и под «делами» понимают вовсе не одно и то же. Если у апостола Иакова вера — это вера в существование Единого Бога, та вера, которая есть и у падших ангелов, то апостол Павел в Послании к Галатам под верой подразумевает нечто совершенно иное, он пишет не об убежденности в бытии Бога, а о доверии к Нему, о верности Богу и, как следствие, верности Его заповедям, что само по себе неотделимо от добрых дел и абсолютно недоступно отпавшим от Бога духам. Так и под делами апостолы подразумевают не одно и то же. Апостол Павел пишет о делах закона, то есть о том, что требует от израильтян закон Моисея, тогда как апостол Иаков понимает под делами дела милосердия. Получается, что эти два отрывка Нового Завета, несмотря на очевидное совпадение терминологии, посвящены двум абсолютно разным вопросам. Апостол Иаков пишет о милосердии как выражении веры, а Павел сосредоточен на мысли о невозможности достигнуть спасения исполнением закона Моисея.
Но почему это невозможно? Почему сама по себе ветхозаветная праведность, которая, без всякого сомнения, похвальна, не может быть гарантом благой вечной участи? Этот вопрос отпадет сам собой, если вспомнить, что Бог абсолютно свободен, Он ни от чего и ни от кого не зависит, следовательно, на Него невозможно повлиять или же вступить с Ним в договорные отношения не на Его условиях. Поэтому попытка представить Богу в качестве инструмента воздействия на Него какие бы то ни было дела — заведомо провальна. Но есть и еще одно обстоятельство: то, что может быть описано словом «дела» никоим образом не касается внутреннего состояния человека. Можно исполнять дела закона, можно делать это с невероятным усердием и поражающей тщательностью, но при этом не иметь в себе любви ни к Богу, ни к людям, а лишь к самому себе. Как это бывает на практике — прекрасно показал пример евангельских книжников и фарисеев. Приближали ли их к Богу дела закона — вопрос риторический, ответ на него известен любому, кто брал в руки Евангелие.
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июня. О почитании преподобного Давида Гареджийского

Сегодня 5 июня. День памяти преподобного Давида Гареджийского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Великие просветители грузинской земли, 13 сирийских отцов, возглавлялись преподобным Иоанном Зедазнийским.
Однако на Руси более всего известен один из его учеников, причём не самый значимый в плане церковного сана, потому что были ученики Иоанна Зедазнийского и епископы. Но тем не менее, можно сказать, главный чудотворец — преподобный Давид Гареджийский.
Человек, который жил рядом с людьми, проповедовал, старался их наставить, и только потом, когда понял, что ожесточение сердца человеческого достигает некоторых крайностей, что невозможно проповедь вести, удаляется в самую дальнюю из всех 13 ассирийских отцов пустыню. И там в не меньшей степени помогает людям.
Мы смотрим, про преподобного Давида ходит такая зачастую очень страшная легенда, что вот он якобы женщину, которая ложное обвинение возвела, что он помолился, и у неё вместо ребенка камень родился. Тут, конечно, в день его памяти надо развеять такую настоящую клевету. Тут некоторая путаница случилась. Мы знаем, что преподобный Давид ходил в Святую Землю и унёс с собой не три, а по ограничению божественному лишь один камень, но который хранил благодать всей Святой Земли.
Поэтому тоже в народном сознании один элемент жития преподобного смешался с другим, с историей о вразумлении женщины-клеветницы, и получился уже некоторый такой языческий вывод. Поэтому точно так же, дорогие друзья, помолимся преподобному Давиду не только, чтобы он помог своим чудотворным заступничеством перед Богом, но и чтобы мы, читая «Жития святых», могли отделить какое-то человеческое, наносное, легендарное от того, что действительно нас приблизит к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 мая. О творчестве Петра Клодта

Сегодня 5 июня. В этот день в 1805 году родился скульптор Пётр Клодт.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Пётр Карлович Клодт. Замечательный российский скульптор немецкого и итальянского происхождения, русский человек по духу.
Получив военное образование, несомненное призвание нашёл в рисунке, в художестве, и предметом его внимания были лошади. Поступив в Академию художеств, стал любимцем государя Николая Павловича I, который и начал делать ему заказы, и вплоть до своей кончины отличал Петра Карловича, мало-помалу возведя его в достоинство одного из первых скульпторов России.
Главным памятником творчества Петра Карловича являются фигуры спешившихся наездников, которые держат под уздцы лошадей у Аничкова моста. Вглядываясь в эти шедевры, вы понимаете, какого искусства достиг художник, соединил в своём творчестве два призвания — собственно, скульптора и литейщика.
Впрочем, не только лошади были предметом его внимания. Мраморный дворец, храм Христа Спасителя в Москве, фигура князя Владимира в Киеве — это действительно плоды классического образца, свидетельствующие о высоком уровне художественного мышления.
И сегодня, посещая Санкт-Петербург, знакомясь с шедевральными работами этого скульптора, мы чувствуем потребность и познавать, и творить самим, не в отрыве от тысячелетнего развития России под знаком веры, православия и христианских ценностей.
Все выпуски программы Актуальная тема