2 Кор., 174 зач., III, 12-18.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо обратиться к Ветхому Завету, а именно, к эпизоду, когда пророк Моисей получает заповеди от Бога на горе Синай. Писание говорит, что, когда он спускался с горы, от него исходил свет, отражение славы Божий. Свет был такой яркий, что никто из евреев не мог смотреть на него. По этой причине Моисей покрыл свое лицо покрывалом. Однако делает он это и еще по одной причине. Пророк не хотел, чтобы люди видели, как эта слава постепенно угасает. Апостол Павел вспоминает этот случай не случайно. Дело в том, что его противники из христианской общины в городе Коринф делали чрезмерный акцент на значимости ветхозаветного закона для жизни христиан. В основном это были те, кто пришел в Церковь из иудаизма. Апостол же объясняет им, что слава Ветхого Завета, то есть старые отношения между Богом и людьми, имели временное значение. Слава закона Моисея была несовершенна. Она угасла так же, как угас свет на его лице. Подлинное значение имеет то, что пришло ему на смену, — Новый Завет, то Откровение, которое люди получили через Иисуса Христа. Здесь мы подходим к важному вопросу: какое же место в жизни христианской Церкви занимает Ветхий Завет и тот закон, который был получен Израилем через Моисея и пророков?
Некоторые христианские мыслители древности слишком резко противопоставляли два завета. Противопоставляли до такой степени, что говорили, будто Ветхий закон дан злым богом, а Новый — добрым. Отцы Церкви предостерегают от этого. Так блаженный Августин пишет: «Мы будем несправедливы к Ветхому Завету, если станем утверждать, что его дал не Тот же справедливый и добрый Бог, что дал Новый Завет. С другой стороны, мы будем несправедливы к Новому Завету, если станем сравнивать Ветхий Завет с ним». Сам апостол Павел, хоть и говорит, что время Ветхого Завета прошло называет его «детоводителем ко Христу». Он был первым шагом к славе Божией. Готовил людей к выходу на вершину, к получению полноты Откровения во Христе. Именно по этой причине многое из сказанного Моисеем остается актуальным до сих пор. Да, древний ритуальный закон, так называемая обрядовая сторона Ветхого Завета, потерял свою актуальность. Но закон нравственный, содержащийся в десяти заповедях, остается тем фундаментом, на котором должны быть основаны отношения между человеком и Богом, человеком и человеком. И еще важная мысль содержится в этом отрывке. По словам апостола, понять подлинное значение ветхозаветных Писаний можно лишь в том случае, если читать его в свете Евангельской истины. Все они есть ни что иное, как свидетельство об Иисусе Христе.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница