Владимир Крупин. Босиком по небу. – М.: Сибирская благозвонница, 2011.
«В последние годы русская литература потерпела сильные таранные удары, в том числе от тех средств массовой информации, которые стремятся лишь «развлечь публику»… Но все-таки она живет, причем во всех жанрах» - так оптимистично отозвался о современном литературном процессе писатель Владимир Крупин.
Сборник прозы Владимира Крупина «Босиком по небу» попался мне на глаза в обычном книжном магазине, когда я уже отчаялась преодолеть длинные стеллажи с бесчисленными «Киллерами», «Ментами» и тому подобными шедеврами в кавычках криминального чтива, на фоне которых не обратить внимания на столь тихое и мирное название было просто невозможно.
Действительно, нельзя не признать тот печальный факт, что для разборчивого читателя посещение книжных магазинов с некоторых пор стало своего рода проверкой на прочность – ведь отыскать среди беззастенчиво коммерческого или порой откровенно пошлого большинства что-то действительно стоящее становится все труднее. И вот, снова вовсю говорят о кризисе современного литературного процесса, о том, что нынешние авторы не в силах предложить что-то настоящее, такое универсальное, чему все возрасты, как говорится, были бы покорны…
Книга Крупина как раз одна из тех, что, безусловно, опровергает подобные утверждения. «Босиком по небу» - текст, как сейчас принято говорить, для семейного чтения. «Повести о детях для детей и взрослых» - гласит подзаголовок, что само по себе уже не совсем обычно. Писать о детях так, чтобы взрослому интересно было - такое, пожалуй, разве что Марку Твену удалось. Его книгами о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна родители зачитываются не меньше, чем дети.
Но удалось и Владимиру Крупину. В бесхитростных, на первый взгляд и вправду детских сточках повести «Большая жизнь маленького Ванечки», с которой начинается книга – огромный мир: запахов, звуков, открытий – мир глазами ребенка, куда чудесным образом писатель возвращает нас из нашей суетливой взрослости.
ЦИТАТА (голос диктора, можно с муз. фоном)
Деревья зашумели над Ваней. Зашумели совсем по-разному: весело плескались длинные ветви березы, радостно хлопала серебряными ладошками листьев осина, гудела ель, а самое высокое из всех деревьев – сосна – напряженно звучала всем стволом … она приносила звук сверху, с самого неба. Ваня потрогал ладошкой деревья…»
Автор не случайно стал первым лауреатом Патриаршей премии имени святителей Кирилла и Мефодия. Качество его прозы – не сиюминутное, он размышляет на вечные темы. Владимир Крупин – один из немногих, кого можно назвать православным писателем, недаром его так часто сравнивают с Иваном Шмелевым.
И эта авторская позиция – верующего, православного человека – особенно явно выражена в рассказах, которыми продолжается книга. Герои прозы Крупина – самые обычные люди в самых обычных житейских ситуациях, но и среди привычного, ничем не примечательного хода жизни они умеют остановиться и прислушаться к себе, обретают новые смыслы бытия и открывают простые, казалось бы, однако почему-то неведомые раньше истины. Это происходит с родителями подростка в рассказе «Объявления на столбах». Они устали друг от друга, начались ссоры, в конце концов, решили разменяться и разъехаться. Отец ходит по городу и расклеивает объявления о размене квартиры. А сын тайком бежит за ним по пятам, и срывает эти объявления, все до одного. Это случилось с мальчишками из рассказа «Женя Касаткин», для которых первой ступенью к взрослению стала смерть одноклассника. Рядовые события под пером Крупина приобретают измерение вечности, меняются, задумываясь об этой вечности, его герои.
Рассказ «Босиком по голубому небу» соединяет между собой две части книги, на первый взгляд, адресованные разным по возрасту читателям. Тем не менее, книга Владимира Крупина «Босиком по небу» будет интересна и полезна наверняка будет и тем и другим.
С Вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелева. Держитесь правильного литературного курса!
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.