Сын священника, в молодости он, однако, избрал путь разбойной жизни; затем покаялся и стал монахом-миссионером на крайнем Севере, у самых норвежских пределов. Слава о его делах дошла далеко: проповедник был принят и поддержан царём в Москве. Он трудился ради обращения ко Христу небольшого коренного северного народа — саамов, или лопарей, как их называли в древности на Руси.
Всё это сказано про преподобного Трифона Печенгского — «чудотворца, лопарский народ просветившего святым крещением», как сказано в его житии.
Преподобный Трифон (в миру — Митрофан) родился в тысяча четыреста восемьдесят пятом году в Торжке, входившем в состав Новгородской земли. Он рос в благочестивой семье и с детства любил богослужение. Это, по словам жития, «церковное божественное семя» помогло святому в трудные годы.
Ведь, повзрослев, он отошёл от церковной жизни, стал атаманом шайки разбойников. Как через много лет написал голландский путешественник Симон ван Салинген, близко сошедшийся со святым Трифоном, «много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел».
Митрофан вернулся к вере, решил оставить прежнюю жизнь и уйти на самый крайний север, к Студёному морю, как называли на Руси Северный Ледовитый океан. Однажды будущий святой услышал призыв Божий идти в безлюдное место, которое он и нашёл у реки Печенга. Там, среди приполярных лесов и тундры, он начал свою проповедь, обращённую к народу лопарей (современных саамов).
Саамы, коренные жители Приполярья, поначалу приняли проповедника весьма враждебно. Они жили по-язычески, поклонялись идолам, почитали духов, обожествляли животных, занимались магией. Митрофан рассказывал им про единого Бога — Творца мира, который через Моисея и пророков предвозвестил о Сыне Божием — Иисусе Христе, Распятом и Воскресшем, чтобы спасти людей и дать им жизнь вечную.
Язычники с яростью восприняли эту проповедь: православного проповедника жестоко истязали и даже угрожали убийством. Митрофан переносил страдания как возмездие за то, что он сам когда-то совершал с другими людьми.
Но терпение святого возымело действие: местные жители смягчились и стали общаться с Митрофаном, тем более что он говорил с ними во всех смыслах на одном языке: освоил их речь, узнал их обычаи. Со временем многие захотели креститься.
Митрофан не был священником: вместе с другим подвижником Севера — преподобным Феодоритом Кольским — он пошёл за помощью к святителю Макарию — архиепископу Новгородскому и вернулся со священником — иеромонахом Илиёй, привёз богослужебные книги. В тысяча пятьсот тридцать втором году у места впадения реки Намайоки в Печенгу была построена церковь во имя Святой Троицы, а при ней основан монастырь. В нём Митрофан и принял постриг, став Трифоном.
Весть об этой обители разнеслась широко: сюда стали приходить паломники, русские купцы и рыболовы привозили припасы...
Так начиналась православная жизнь в этих местах: Свет Христов рассеял «полярную ночь» язычества. Сотни местных жителей приняли крещение и далеко разнесли весть о Трифоне, имя которого сохранено в саамских преданиях. Некоторые крещёные лопари приняли монашеский постриг и вошли в число братии монастыря, став одной духовной семьёй с русскими иноками.
Как написал известный мурманский поэт двадцать первого века Николай Колычев,
Стяжатели молитвы и труда,
Носители духовности России,
Они пришли за Трифоном сюда,
Подвластны Божьей воле — высшей силе.
Святой Трифон ещё многие годы служил Богу «в последних концах северной страны», как поётся в тропаре этому святому.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.