Флп., 235 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Своё послание апостол адресует «святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах». Давайте попробуем переместить это послание в наше время и изменить адресат. Получилось бы так: «святым екатеринбуржцам». Или «святым сергиево-посадцам». Или «святым жителям Казани». Как, ничего слух не режет?...
Ещё как режет! Кто-то сразу скажет: зачем так кощунствовать? Мы — не святые, мы — грешники! Святые — они на небесах все, ну или может, где-то в неведанных потаённых афонских пещерах скрываются, а мы — мы-то нормальные, обычные грешники! Никакие мы ни разу не святые!
Для обывателя святость — атрибут нежизнеспособности. Чтобы выжить в этом циничном, жестоком и агрессивном мире, надо уметь играть по его правилам — так думают многие. И святость здесь — никакой не помощник, скорее, существенная помеха. Ведь надо соблюдать заповеди — которые будут сразу же блокировать множество возможностей. Надо ограничивать себя соответственно церковным правилам и канонам. Надо отсекать свою волю в поисках Божественной воли. Одним словом, если кому и охота идти таким путём святости — то явно не большинству, а то и вообще, микроскопическому проценту. Они и есть — святые, которых даже в самых пространных святцах — совсем немного.
Такая логика мне очень напоминает... логику движения «Чайлд-фри» — сознательной бездетности. На первый взгляд ребёнок — это множество проблем и ограничений. В любом случае, в своё удовольствие уже так просто не пожить. Но только очень поверхностный и наивный человек может положить на одни чаши весов нового человека, пришедшего в мир — и все труды и сложности рождения и воспитания. Ведь любой ребёнок — это целая Вселенная, к которой мы, родители, имеем самое прямое отношение! И этот огромный, динамично развивающийся, непредсказуемый очаровательный мир — мы держим на своих руках! Каждый новый ребёнок — это ещё одно окно в бытие, появившееся там, где раньше была глухая стена!
Святость — это состояние оплодотворённости человека Духом Божиим. Да, своей злой волей человек может не позволить родиться в себе новой жизни — но для этого надо очень постараться. Потому что все, «во Христа крестившиеся — во Христа облекаются» — если только не совершают своего рода «духовный аборт» через сознательное противление Богу, злобное противодействие Ему.
И как забеременевшая женщина не прекращает свой обычный ход жизни — также и имеющий в сердце начаток Божественного Духа не становится нежизнеспособным в этом мире. Напротив: будущая мать куда внимательнее и ответственнее начинает относиться ко всему, с чем она сталкивается: ведь она теперь — не «сама по себе»: она носит в себе новую жизнь! И что бы ни происходило в её жизни сложное, трудное или неприятное, она всегда знает: здесь, под её сердцем, растёт с каждым днём любимый ребёнок — ради которого многое можно перетерпеть!
Мне очень хочется всем нам пожелать почувствовать это ощущение радости от духовного плодоношения — и чем яснее мы осознаём собственную «непраздность» — тем легче и вдохновеннее будет нам двигаться вперед!
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.