Увы, церковь Николая Чудотворца Гостунского ныне не существует, и увидеть вам ее не удастся. И снесли ее не после революции, как можно было бы подумать, а гораздо-гораздо раньше…
Есть версия, что каким-то образом договорившись с женою ордынского хана, собор построила здесь жена Великого князя Ивана III, византийская принцесса Софья Палеолог, которая таким образом с чисто византийским коварством вынудила уйти с территории Кремля золотоордынских татар, которые, живя в Кремле, некотором образом, присматривали за делами на Руси. А великой княгине это не нравилось…
Церковь построили из елового леса, потому ее называли церковь Николы Ельняного. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте каменную церковь, и перенес в нее из села Гостуни Лихвинского уезда очень почитаемую на Руси чудотворную икону, отчего церковь стали называть именем Николы Гостунского. Храм построили всего за 9 недель, а вот принесенный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
Храм пользовался исключительной популярности, если это слово подходит к храму. Его чтили и часто посещали цари. Но главное – Николай Чудотворец считался покровителем счастливого супружества, отчего молодые пары ехали в храм и к иконе едва ли не со всей России. И молились о счастливом браке.
После ужасного московского пожара 1547 года храм очень быстро восстановили по личному приказу Ивана Грозного, который и сам очень чтил Гостунский образ и часто молился перед ним. Известно и то, что Петр Первый молился у Гостунского образа перед началом войны со шведами и перед другими военными походами.
В 1812 году в разоренном храме французы устроили фуража для лошадей, а чудотворная икона пропала. После изгнания Наполеона Кремль восстановили. И, вроде бы, церкви ничего не грозило, ее тоже хотели восстановить, но…
Император Александр I звал в гости прусского короля, очень любившего военные парады. Это и определило судьбу храма. Вроде, он мешал проведению торжеств. На разборку храма направили полк солдат, и он исчез в течение всего одной ночи августа 1817 года.
Престол, святыни и утварь перенесли в Успенскую звонницу, где освятили в помещении Рождественской церкви новый Николо-Гостунский храм.
Такая вот грустная история…
С окончанием коей я с вами и прощаюсь…
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.