
Семейные советы
Каждое лето мы приезжали к бабушке на каникулы в деревню в Ставропольском крае. И в то время почти у всех в домах была русская печь. Наш дом не был исключением. В нем всегда пахло свежим хлебом. Я до сих пор помню этот запах. Это был самый вкусный хлеб и самые яркие воспоминания из детства.
Хлеб так тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Хлеб — всему голова; без соли, без хлеба — половина обеда. Эти пословицы ярко и образно передают народную мудрость и отношение к хлебу. Пушкин писал: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься». Русский человек не мог представить жизнь без черного хлеба. Его готовили из ржаной муки, с добавлением красного солода, а иногда — с кориандром и патокой. Они-то и давали ярко выраженный цвет и аромат готовой буханке. Один из таких хлебов имеет название Бородинский. Пожалуй, нет русского человека, который бы не знал о нем. Точно не известно откуда произошло название бородинского. По одной из версий, его впервые испекли монахини женского Спасо-Бородинского монастыря, основанного на месте Бородинской битвы, и сначала он носил название «поминальный хлеб». Впоследствии, в конце 19 века его стали называть «бородинским».
В наши дни есть множество рецептов этого хлеба. Бородинский все чаще стремятся печь хозяйки для своей семьи- настоящий, живой, ремесленный хлебушек, приготовленный руками.
До того, как я стала печь хлеб, я и подумать не могла, что, смешав муку, воду и соль, из лепешки теста можно получить воздушный и ароматный каравай. Вот уже больше четырех лет с замиранием сердца я наблюдаю за процессом выпечки хлеба в духовке, как он подымается, румянится и пахнет. Работа с тестом от замеса до формовки каждой буханки приносит удовольствие и заряд энергии. Для моего сына и дочки, испечь вместе каравай — это настоящая радость. Они любят есть горячий хлеб с маслом, запивая молоком. Для них это настоящее лакомство. А для меня видеть счастливыми своих детей — лучшая награда.
Пеките хлеб вместе, всей семьей. Проведите время за хорошим добрым делом. Хлеб не только насыщает. Ароматная буханка на столе — это символ единства. Ведь каждый может отломить по куску от общего хлеба.
Расспросите своих мам, бабушек. Возможно, в вашей семье когда-то пекли хлеб и сохранился рецепт. Какой бы рецепт вы не выбрали, основными ингредиентами всегда будут мука, вода и любовь!
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Римские императоры и государственные чиновники Римской империи — далеко не последние действующие лица Священного Писания Нового Завета. Невозможно пройти мимо личности Понтия Пилата и не заметить его роль в казни Спасителя мира. Равным образом невозможно не заметить и других представителей Римской империи, имена которых упоминает книга Деяний святых апостолов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 25-й главы этой книги, в нём рассказывается о роли чиновников Римской империи в судьбе апостола Павла, и, следовательно, в судьбе евангельского благовестия.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, сжалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Известен факт, что Римская империя была правовым государством. Конечно, не всегда удавалось права реализовывать, да и были они далеко не у всех, но факт остаётся фактом — Римская империя пыталась не забывать о законе. Именно это мы и видим в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний: судьба апостола Павла решалась римскими чиновниками в соответствии с действующим законом — «у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения» (Деян. 25:16). А далее мы услышали рассказ о том, как Фест осуществлял судейские функции, закончился же этот отрывок книги Деяний упоминанием, что все обвинения, предъявленные апостолу, сводились к спору о Воскресении Христовом.
Да, Фест абсолютно прав: в конечном итоге любая дискуссия с христианами придёт именно к этому вопросу. Мир можно разделить на два лагеря: на тех, кто верит в Христово Воскресение, и на тех, кто его отрицает. Из текста книги Деяний видно, что сам Фест относился ко второй категории людей, он не только не верил, но даже не пытался интересоваться сутью благовестия апостола Павла, на такое отношение Феста указывает прилагательное «какой-то», которое он применил ко Христу. Именно «каким-то» Спаситель оставался для абсолютного большинства римлян, и это неудивительно: кто станет всерьёз интересоваться междоусобными спорами представителей этнического меньшинства с границ империи?
В этой истории обращает на себя внимание то, как действует Бог. Он использует стремление римлян к законности и порядку ради того, чтобы апостол Павел оказался в Риме, у Павла там была миссия, о которой ему сказал Господь, эти слова Бога сохранились в 23-й главе книги Деяний: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11). Римляне, сами того не осознавая, выступают здесь в качестве инструмента промысла Божия. Если же они могут исполнять эту роль, то на их месте может оказаться кто угодно, однако для души такая роль принесёт пользу лишь в том случае, если человек добровольно соглашается исполнять волю Божию, а, значит, для него Христос не должен быть «каким-то», Христос для него должен быть Господом и Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер