B далёком лесистом краю жила девушка-сирота по имени Лована.
С детства любила она покой, тишину и дичилась людей. Занималась Лована тем, что плела для всех в деревне сумки из лыка. Пальцы у девушки были ловкие, сердце доброе, вот только из-за молчаливого нрава не было у неё ни друзей, ни подруг.
Когда деревенские парни проходили на охоту мимо её бедной хижины, не умела Лована ни пошутить с ними, ни приветить ласковым словом. А ведь среди них был юноша, который Ловане очень нравился. Звали его Яади, он считался лучшим среди молодых охотников.
Однажды жители отправилась на праздник в дальнюю деревню. За спиной у женщин и мужчин висели походные сумки, которые сплела Лована, но о ней самой среди всеобщего шума и веселья позабыли. Никому не пришло в голову сказать: «Лована, пойдём с нами на праздник», никто даже не заметил отсутствия тихони. И когда Яади вместе с друзьями скрылся за деревьями, девушка почувствовала себя ещё более одинокой, чем всегда.
Праздник в дальней деревне удался на славу и продолжался три дня. Но на обратном пути хлынул ливень: все тропинки в незнакомом лесу размыло и люди сбились с пути.
Пять дней, не прекращаясь, шёл проливной дождь, и всё это время голодные и продрогшие деревенские жители плутали по лесам. Мужчины не могли охотиться, так какзвери попрятались от дождя, и путникам приходилось питаться лишь ягодами и травой. Хорошо, что однажды они набрели на ореховые заросли, и смогли впрок набрать орехов, сложив их в свои походные сумки.
Наконец, удалось выйти на знакомую тропу, а тут как раз и ливень перестал. Обессиленные люди сели на поляне, чтобы подкрепиться перед последним переходом.
И вдруг, заглянув в свою сумку, Яади спросил:
— А где Лована?
— Её не было с нами, — ответили односельчане. — Наверное, осталась дома. Мы забыли о ней.
— А ведь Лована всех нас спасла. Если бы у нас не было её сумок, мы бы могли погибнуть от голода, — задумчиво произнёс молодой охотник. — Отец меня учил, что человек делом познаётся, и я теперь знаю, что это такое.
Всю оставшуюся дорогу до родной деревни Яади не произнёс ни слова.
Он думал о Ловане: вспоминал её глаза, тихую улыбку, и ещё о том, что все эти дни она сидела одна. Его мысли теперь были о девушке, которая мало говорила, но там много сделала для всех.
Было утро, когда Яади вошёл в хижину Лованы. Девушка плела сумки. Она подняла от работы голову и так улыбнулась, что не надо было никаких лишних слов.
(по мотивам австралийской народной сказки)
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



