Гал., 204 зач., II, 21 — III, 7.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Галатам с пламенной речью, в которой говорит о соотношении закона и благодати. С богословской точки зрения все это он уже сформулировал в послании к римлянам, но здесь, в сегодняшнем чтении важно увидеть не только богословские взгляды апостола, но и услышать его пастырские переживания за учеников.
В чем же была причина его возмущения? Впервые придя к Галатам, апостол рассказал им о Христе и том благодатном освобождении от греха, которое мы получаем из-за Его смерти и воскресения. Апостол говорил о подвиге Спасителя так живо и подробно, что его слушатели будто бы присутствовали при распятии. Он хотел, чтобы они со всей искренностью приняли новые отношения с Богом, которые предполагают совершенно иную глубину и задают совершенно иные основания нравственности. Выбрав их, человек не столько начинает новую жизнь, сколько получает ее от Бога, в даре Святого Духа, который наставляет его на всякую правду. Это не новые правила — это новые отношения. И эти отношения возможны только во Христе.
Апостол благовествовал галатам и они ему поверили. Потом после него пришли иудействующие и стали говорить, что без соблюдения закона — общение с Богом невозможно.
Что было делать галатам? Они были простыми язычниками, которые поверили в единого Бога. Павел рассказал им о Нем, рассказал о грехе и, конечно, рассказал о спасении. Но у тех, кто пришел после него была своя логика. Люди, жившие в римской империи, как и мы сегодня, прекрасно знали, что такое официальные отношения, оговоренные договором. У всех есть свои задачи и обязательства и каждый должен их исполнять. В данном случае Бог дал людям закон, а они ждали от него благополучия.
Но Павел благовествовал им не просто благополучие — он благовествовал им спасение и новую жизнь.
Законные отношения были сложны для исполнения, потому что правил было много и их надо было исполнять. Но эти отношения были понятнее и требовали меньшего сердечного участия. Тем, кто жил в римской империи не надо было объяснять, что такое закон, они прекрасно это знали. Поэтому, услышав оппонентов Павла, галаты испугались, что чего-то важного не сделают и Бог отвернется от них, посчитав их недостойными.
И от того, что они с высоты сердечных и очень близких отношений с Богом, которые дарованы им во Христе, готовы были вернуться к договору и закону, апостол пришел в ужас. Он напоминает им Авраама, который, конечно, совершал праведные дела, но в основе лежала вера, как личные и глубоко доверительные отношения с Творцом.
К сожалению, и сегодня, мы чаще переживаем за формальную норму, исполненную или неисполненную, чем за то, как складываются наши отношения с Богом... У Авраама не было никаких правил, но у него была такая вера, что это позволило называть его другом Божиим. Не потому, что он жил как хотел, совсем нет... а потому что личные отношения сделали его жизнь не просто правильной, но и праведной.
Под нежностью пледа. Алёна Боголюбова
Недавно мой супруг уехал в командировку. На две недели. Для нас — это очень долгое расставание. Вечером я так же, как мы обычно делали с мужем, налила чай, села на диван и включала добрый фильмы. Но в этот вечер не было уютно. Я почувствовала грусть и прохладу.
Ну, грусть — понятно откуда. Я скучаю по любимому человеку. Мне не для кого приготовить ужин, принести чай с джемом или горячий шоколад, как он любит. А вот прохлада... Почему я чувствую прохладу? Ах да... Муж всегда, когда мы усаживались на диван перед телевизором, укутывал меня пледом. Это было так привычно! Я перестала замечать маленький трогательный жест, это проявление любви и заботы.
Можно укутаться в плед и самой. Но этот процесс будет иным. Ты, скорее, накинешь плед, как куртку, стоя. Потом сядешь или ляжешь. А затем я еще долго подтыкаю плед под себя. Все время кажется, что где-то есть щелочки, в них поддувает. Тянусь поправить, плед вылезает с другой стороны.
А вот когда укрывает близкий человек с заботой, плед всегда меня очень комфортно окутывает. Муж еще поправит, как я попрошу. Такое милое домашнее внимание.
И вспомнилось мне, как однажды была на репетиции спектакля. Режиссер придумал сцену, где молодые люди в приемном отделении больницы ждут результатов обследования мамы. Молодой человек должен был укутать девушку пледом. Реквизитор принесла сложенный плед. И актер прямо так и положил этот свернутый плед на плечи девушке.
Он не знал, как это сделать — укутать человека. И смог это исполнить лишь тогда, когда режиссер сам поднялся на сцену и показал, как правильно укрыть человека пледом.
Оказалось, такой обычное действие не всем известно, не всем понятно.
Святой апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Все должны относиться с нежностью друг к другу. Нежность — это так тонко, едва заметно. И проявляется она часто вот в таких трогательных мелочах. И как дорого сердцу, когда в семье эти мелочи становятся нормой.
Через 2 недели вернулся мой муж. Я приготовила ужин — его любимую запеченную рыбу. А после трапезы мы пошли смотреть фотографии из его поездки. Супруг взял плед и укутал меня. И я с особым чувством сказал ему: «Спасибо, любимый! Это так приятно!»
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Обидеть и не забыть. Алёна Боголюбова
Однажды на проповеди священник рассказал пронзительную историю, которая меня очень тронула.
Один пожилой монах, готовясь к переходу в вечность, молился, чтобы Господь открыл ему грехи, о которых он забыл. И пошел как-то вечером к колодцу за водой. А устройство поднятия воды там было мудрёное, крутилось на велосипедном колесе со спицами. И вдруг одна из спиц срывается и втыкается старцу в глаз, остановившись буквально в миллиметре от зрачка.
И вспомнил монах, как в детстве забавлялся с котенком и тыкал ему в глаз спицей. Так, попугать. А Господь показал, что грех это был. Нельзя животных обижать.
Я вышла из храма и потом еще долго оставалась под впечатлением. Монах ведь, казалось бы, не причинил котенку вреда, так по-детски играл с ним. Но жестоко играл, пугал. И забыл.
Так же и с людьми, бывает, пошутим, разыграем, что-то скажем, не задумываясь. А это ранит. Не тело, душу другого человека. И самое страшное, что мы это забываем.
Есть такой афоризм: «Всем, кого обидел, всё прощаю». А ведь не смешно. Как внимательно нужно относиться к чувствам других людей. Как важно не уходить из общения, не зная, какой след в душе ближнего ты оставил.
Мне кажется, жить, не раня других, можно только, прося у Бога научиться любви. Изначально любовь должна быть в сердце, а не жестокость и не равнодушие! И дай, Господи мне, как тому монаху, вспомнить все плохое, что я совершила. И покаяться.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Немного о себе. Алёна Боголюбова
Когда пишу какие-то рассказы из жизни, замечаю, что при редактировании приходится удалять из текста очень много слов. Почти одинаковых слов. Знаете, каких? Перечислю: «Я, мне, меня».
Они, порой, по два три в одном предложении попадаются. И я задумалась, что же это за напасть такая? Ни одно другое слово не повторяется так часто!
Стала обсуждать это со знакомыми. И коллега истолковала ситуацию следующим образом: «Это — нормально! Человек воспринимает мир относительно себя. И транслирует себя в мир. Это — так называемый, здоровый эгоизм».
Я в чем-то с ней согласилась. Действительно, когда мы видим, например, что человеку больно, мы можем это понять, только вспомнив собственную боль. Представление о тех или иных явлениях — плод нашего личного опыта.
Но хорошо, когда все это помогает нам понять ближнего, а не просто транслировать себя миру. И ещё важно понимать, что и другие так же осознают мир лишь через собственный опыт. И он у нас может быть очень разным. Предположу, что одно и то же явление мы можем осознавать по-разному, наполнять разными смыслами. Отсюда — сложность в коммуникации. Иногда она доходит до конфликтов и даже тупиков в отношениях, особенно, когда и слышать друг друга не умеем.
Но христианам доступно не только то, что естественно, но и сверхъестественное. Где Господь хочет, нарушается естества чин.
Для христианина, на мой взгляд, в центре системы координат — Христос, а не собственное «Я». Тогда появляется возможность видишь окружающих. И видеть в них Христа. А чем ближе мы к Богу, тем ближе становимся друг ко другу.
Глядя на Господа, на абсолютную любовь, и сами учимся любить, согреваемся, умягчаемся.
Кстати, сколько раз в рассказе о себе у меня встречается слово «Бог»? Тоже важный вопрос, о котором стоит подумать!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











