1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Наверное, многие из наших радиослушателей знают, каково оказаться в незнакомом городе без знания языка — да ещё и без карты. Ходишь то в одну, то в другую сторону, спрашиваешь на ломаном английском, ни тебя не понимают, ни ты толком не разберешь ответы — в итоге много времени проходит зря, намеченные цели не достигаются, и появляется досада: ну почему же я карту-то заранее не приготовил!...
Жизнь человека во многом похожа именно на такую историю блуждания по незнакомой местности: ткнёшься в одну сторону, попадёшь в тупик — а то и в яму угодишь, где-то удачно пройдёшь, но в любом случае всё очень и очень напряжённо, непредсказуемо и опасно.
Сегодня апостол Павел говорит нам о том, что во Христе человек «обогащается» всем, что ему необходимо. Возвращаясь к образу карты, отметим, что Христос становится даже не картой, с которой ещё надо суметь разобраться — но живым проводником, Который не только способен проложить самый быстрый и интересный маршрут, но и уберечь от любых неприятностей. Но это возможно только если у вас с проводником налажен тесный контакт, вы понимаете друг друга, и — что очень важно! — вы доверяете своему проводнику. Даже в ситуации, когда с вашей точки зрения он ведёт вас совсем не туда, куда вы собирались, выбирает неправильную дорогу, и вы оказываетесь в совершенно иной ситуации, чем предполагали!
Если продолжать говорить о духовном водительстве Христом верующего, мы столкнёмся с ещё одной проблемой: а точно ли Сам Христос — наш проводник? А вдруг это самосозданный фантом нашего сознания — проводничок, сотворённый по нашему собственному образу и подобию, — который лишь притворяется экспертом, а на самом-то деле всегда делает только то, что нам угодно и приятно? Есть ли какой-то способ различить, за кем мы на самом деле идём — за Христом или за самозванцем?
Я бы предложил задуматься вот над какими критериями. Первое — Настоящий Проводник всегда будет непредсказуем и непросчитываем с нашей стороны. Потому что Он — не мы, и знает, и может гораздо больше нас. Если же у нас всё чаще появляется ощущение, что нас водят одними и теми же маршрутами — есть повод задуматься!
Второе — Настоящий Проводник умеет настоять на своём, Им невозможно манипулировать. Если наш провожатый всегда и всё делает, как нам по нраву — есть повод задуматься!
И, наконец, третье — Отличный Проводник будет не просто водить по местам, но помогать самостоятельно изучать дорогу, примечать указатели — чтобы с течением времени необходимость Его присутствия становилась всё меньше и меньше. Значит, если наш душевный проводник с каждым разом всё крепче и крепче привязывает к себе, и не отпускает от себя ни на шаг — тоже есть повод очень крепко задуматься!
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.