
Апостол Павел
2 Кор., 167 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь начинает за богослужением читать Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Судя по всему, оно было написано около 57 года по Рождестве Христовом в Эфесе, а поводом к его написанию послужил неудачный визит апостола в Коринф. Это было второе из трех его посещений коринфской общины, к сожалению для апостола, и к счастью для нас, Павла там очень плохо приняли. Сам апостол назвал свой визит в Коринф «огорчительным», но нам — современным христианам — от огорчения Павла большая польза, ведь благодаря этому мы имеем прекрасное в своей откровенности и эмоциональности апостольское послание, из которого можно почерпнуть очень многое, то, что самым непосредственным образом соотносится с нашей жизнью. Само по себе появление этого послания и та польза, которую оно принесло христианам за почти две тысячи лет, ясно свидетельствуют, что Бог проявляет Себя не только через помощь человеку, но и через Свое кажущееся отсутствие и молчание. Неудачи апостола Павла в Коринфе нельзя назвать иначе, как промыслительными, ведь огорчение апостола, нанесенное ему христианами Коринфа, в конечном итоге помогло успеху христианской миссии во множестве других городов и стран.
Само начало Второго послания апостола Павла к Коринфянам имеет стандартную для апостольских посланий форму: он начинает с представления, приветствия и благословения. Далее Павел прославляет Бога и через это прославление переходит к первой теме послания: он пишет о страдании и об утешении. Страдании, причина которого люди, и утешении, которое он получил от Бога, ведь страдания, согласно его мысли, умножают в нем страдания Христовы, то есть уподобляют его Христу, и через это «умножается Христом» и утешение апостола. Если соотнести эти павловы слова с тем, что мы увидим в основном тексте Второго послания в Коринф, то может зародиться мысль о некотором лукавстве апостола, ведь далее он будет писать, как человек глубоко задетый неприязнью со стороны коринфских христиан. Возможно, что это действительно так, возможно, что слова о связи страданий и утешения апостолом были написаны не столько для коринфян, сколько для самого себя, ведь он был человеком со всеми вытекающими из этого человеческими слабостями: всем нам значительно проще произнести правильные возвышенные слова, чем принять их, но само принятие начинается с произнесения и мысли, которая за ним стоит. Здесь апостол Павел самому себе и всем читателям его слов задает направление мысли, которую у него в конечном итоге получилось претворить в действие.
Хочется надеяться, что и у всех тех, кто соприкасается с письменным и духовным наследием святого апостола получится пройти по этому же пути и сердцем принять неразрывную связь страданий ради Христа и получаемого от Воскресшего Спасителя утешения.
23 декабря. О почитании святого Николая Чудотворца на Руси

19 декабря, в День памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святителя Николая Мирликийского в московском районе Щукино.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании святого Николая Чудотворца на Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. Об оружии против козней

В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Облекитесь во всеоружии Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».
Об оружии против козней — священник Алексий Дудин.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. О том, как не опоздать в Царствие Небесное
В 4-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Господе: «Будем опасаться, чтобы, когда еще остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».
О том, как не опоздать в Царствие Небесное, — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема











