
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел продолжает начатую им ранее тему апологии всеобщего воскресения из мертвых. Довольно любопытно звучит его упоминание раннехристианской традиции, которая уже давно отошла в прошлое как не соответствующая духу христианства: апостол пишет о некоем крещении для мертвых: «Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?». Если не знать о бытовавшей в то время традиции, то этот фрагмент апостольского послания будет совершенно непонятен. А традиция была такова.
В ранней Церкви существовала устойчивая практика предварительной подготовки желающих креститься. Те, кто хотел стать христианином, довольно долго, иногда по несколько лет, изучали вероучение, проверяли свою решимость и только после этого становились чадами Церкви, то есть крестились. Но иногда они не доживали до момента крещения, они попросту умирали, и не обязательно в силу почтенного возраста. Окружающие их христиане прекрасно знали об их желании креститься, и чтобы не дожившие до крещения не оставались вне Церкви, кто-то из их близких христиан крестился вместо них. Для таких людей это было вторым крещением, но они крестились не со своими именами, а с именами усопших, как бы вместо них, в надежде, что через это Бог примет умершего как крещеного. Такая практика называлась «заместительным крещением» и существовала, как о том свидетельствует ряд источников, лишь в некоторых еретических группах, но в те годы понятие «ереси» было до конца не определено и возможно, что такой же практики придерживались и некоторые из тех христиан, которых нельзя отнести к еретикам. Как бы то ни было, «заместительное крещение» — это попытка обойти Божий замысел о человеке, и христиане довольно быстро отказались от этой практики.
Но есть у апостольских слов про «крещение для мертвых» и другое прочтение, которое, пожалуй, в большей степени соответствует общему смыслу этого фрагмента Павлова послания к Коринфянам. В нем он с помощью ряда примеров показывает, что всеобщее воскресение — не миф, не сказка, и не безумная надежда. Ведь если мертвые не воскреснут, то для чего сам Павел и другие претерпевают множество страданий? Для чего они постоянно ходят на грани смерти? Почему они не живут оседлой спокойной жизнью? Почему вообще в их жизни нет и намека на простые житейские удовольствия и обычное счастье? Павел отвечает: все это результат веры в Воскресение Христово и вытекающей из нее веры во всеобщее воскресение мертвых. «Крещение для мертвых» выступает еще одним аргументом, если эти слова понимать как метафору мученической смерти, которую человек добровольно принимает в надежде на соединение со Христом и в Нем со своими прежде усопшими собратьями.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема