Преподобная Евфросиния появилась на свет незадолго до того, как на Русь хлынули монгольские полчища, и вся ее жизнь была тесно связана с судьбой несчастной, истерзанной врагом Родины.
Отцом Евфросинии был черниговский князь Михаил. У князя и его супруги долго не было детей. Рождение этой девочки стало Божьим ответом на их горячую молитву. После долгожданной дочери княгиня родила еще шестерых детей. Но старшая дочка была любимицей отца. Князь сам обучал ее грамоте, поражаясь необыкновенному уму дочери. Для дальнейшего обучения Евфросинии был приглашен боярин Феодор. Это был мудрый, а, главное, благочестивый наставник. Он сумел дать княжне прекрасное образование для того времени - как свидетельствуют летописи, она, например, отлично знала античную литературу. Но главное, что вложил Феодор в сердце своей воспитанницы - это любовь к Богу и стремление жить по заповедям Евангелия.
Когда отроковице исполнилось пятнадцать лет, отец просватал ее за сына Суздальского князя. Все уже было готово к свадьбе, и невеста уже примеряла подвенечное платье, когда прибыл гонец из Суздаля:
"Горе, господин! Жених Евфросинии умер!"
Потрясенная девушка упросила родителей все-таки отпустить ее в Суздаль. Там, в Ризоположенском монастыре, молясь об упокоении души своего жениха, княжна приняла решение стать монахиней. Собираясь быть в Суздале княжеской женой, Евфросиния по Божьей воле стала здесь невестой Христовой.
Вскоре игуменья монастыря заметила, что юная инокиня умна не по годам, и дала ей послушание - толковать Священное Писание и говорить поучения монахиням и городским девицам. Благодаря своей начитанности и образованности, Евфросиния приобрела большую известность не только в Суздале, но и за пределами города. К ней стали приезжать даже из других княжеств, да и сама матушка-игуменья обращалась к юной монахине за советом. Несмотря на такую популярность, Евфросиния жила очень строго, проводя время в посте и в молитве.
Когда полчища врагов хлынули на Русь, Суздальская земля была разорена. Но монастырь по молитве княжны-монахини захватчики обошли стороной. Существует предание, что в тот недобрый час обитель вдруг окутало облако, и враги не заметили ее. Но всё же навсегда укрыться от беды нельзя было даже за монастырскими стенами. Вскоре хан Батый призвал к себе князя Михаила, отца Евфросинии. Собираясь в путь, князь заехал в Суздаль - попрощаться с любимой дочерью.
Князь Михаил с боярином Феодором - учителем Евфросинии – отправились к Батыю. Там они, как истинные христиане отказались поклониться идолам. Хан приказал пытать непокорных данников, и Михаил с Феодором приняли мученическую смерть.
Узнав о гибели дорогих ей людей, Евфросиния оделась в ветхое рубище, перестала разговаривать. Теперь её главным делом стала молитва за русскую землю.
Четыре года провела святая, усердно молясь, и сильно заболела. Перед самой смертью Евфросиния получила от Господа утешение: во сне она увидела князя Михаила и боярина Феодора в белых сияющих одеждах, стоящих посреди райского сада. Они уверили Евфросинью в том, что Господь не оставит русскую землю, что кровь мучеников лилась не напрасно.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.