Рим., 113 зач., XIV, 6-9.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древняя христианская Церковь была неоднородна по своему составу. В нее входили две крупные группы верующих. Первые были в прошлом представителями иудейства. Вторые пришли ко Христу из язычества. Естественно, что все они имели определенный опыт религиозной жизни в своих традициях, который накладывал отпечаток на их нынешнюю церковную жизнь. Так для иудео-христиан долгое время оставались актуальными разнообразные пищевые запреты, а также почитание ветхозаветных праздников. Все это они пытались соблюдать и будучи в Церкви. На своих собратьев из язычников при этом они нередко смотрели свысока, с осуждением, как на людей, которые пренебрегают законом пророка Моисея. Очевидно, что это порождало многочисленные споры внутри христианских общин. Сегодня апостол Павел и пытается погасить этот раздор, предлагая критерий, которым следует руководствоваться в своей духовной жизни всякому ученику Спасителя.
Он не призывает отказаться от своих предпочтений. Он призывает к взаимопониманию между верующими. Ведь как бы ни различны были их прежние установки, почитают они особые дни или нет, привыкли они есть только чистую пищу или не видят ничего плохого в том, чтобы есть ту, которая в древнем законе считается нечистой, цель у всех одна — служение Христу. Все они верят в одного и того же Бога. Все возносят Ему свои молитвы и причащаются от одной Чаши.
Эти наставления апостола актуальны и для нас. Православная традиция весьма богата и разнообразна. Однако часто мы принимаем за общеобязательные и универсальные те формы благочестия, которые сложились в наших общинах и к которым мы привыкли. А потому нередко мы с подозрением относимся к окружающим. Так, например, нас могут смутить монахи Крита, которые за трапезой могут вкушать мясо; пританцовывающие во время Литургии перед «Символом веры» священнослужители в Африке; обычай румынской церкви, где после освящения храма все желающие могут войти в алтарь и поцеловать престол. Даже женщины! И многие другие особенности в богослужении и укладе церковной жизни, которые существуют в другой стране, епархии, даже на соседнем приходе. Нам почему-то кажется, что наш способ выражать свою верность и преданность Богу единственно верный. Апостол напоминает нам сегодня: иметь свои убеждения и держаться своей традиции благочестия это прекрасно; но также важно помнить, что другие также имеют право на свои убеждения и на свой обычай славить Бога. Главное, чтобы в конечном счете, мы жили и умирали ради Христа, то есть всегда пребывали в памяти о Нем, ежедневно старались исполнять Его заповеди, принимали участие в Таинствах Церкви. Ведь Спаситель умер за всякого человека, всех нас привел к Себе через святое Крещение, и всякий славит Его за это в силу своего характера, темперамента и той традиции, в которой он родился и был воспитан.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.