
Апостол Павел
Рим., 113 зач., XIV, 6-9.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древняя христианская Церковь была неоднородна по своему составу. В нее входили две крупные группы верующих. Первые были в прошлом представителями иудейства. Вторые пришли ко Христу из язычества. Естественно, что все они имели определенный опыт религиозной жизни в своих традициях, который накладывал отпечаток на их нынешнюю церковную жизнь. Так для иудео-христиан долгое время оставались актуальными разнообразные пищевые запреты, а также почитание ветхозаветных праздников. Все это они пытались соблюдать и будучи в Церкви. На своих собратьев из язычников при этом они нередко смотрели свысока, с осуждением, как на людей, которые пренебрегают законом пророка Моисея. Очевидно, что это порождало многочисленные споры внутри христианских общин. Сегодня апостол Павел и пытается погасить этот раздор, предлагая критерий, которым следует руководствоваться в своей духовной жизни всякому ученику Спасителя.
Он не призывает отказаться от своих предпочтений. Он призывает к взаимопониманию между верующими. Ведь как бы ни различны были их прежние установки, почитают они особые дни или нет, привыкли они есть только чистую пищу или не видят ничего плохого в том, чтобы есть ту, которая в древнем законе считается нечистой, цель у всех одна — служение Христу. Все они верят в одного и того же Бога. Все возносят Ему свои молитвы и причащаются от одной Чаши.
Эти наставления апостола актуальны и для нас. Православная традиция весьма богата и разнообразна. Однако часто мы принимаем за общеобязательные и универсальные те формы благочестия, которые сложились в наших общинах и к которым мы привыкли. А потому нередко мы с подозрением относимся к окружающим. Так, например, нас могут смутить монахи Крита, которые за трапезой могут вкушать мясо; пританцовывающие во время Литургии перед «Символом веры» священнослужители в Африке; обычай румынской церкви, где после освящения храма все желающие могут войти в алтарь и поцеловать престол. Даже женщины! И многие другие особенности в богослужении и укладе церковной жизни, которые существуют в другой стране, епархии, даже на соседнем приходе. Нам почему-то кажется, что наш способ выражать свою верность и преданность Богу единственно верный. Апостол напоминает нам сегодня: иметь свои убеждения и держаться своей традиции благочестия это прекрасно; но также важно помнить, что другие также имеют право на свои убеждения и на свой обычай славить Бога. Главное, чтобы в конечном счете, мы жили и умирали ради Христа, то есть всегда пребывали в памяти о Нем, ежедневно старались исполнять Его заповеди, принимали участие в Таинствах Церкви. Ведь Спаситель умер за всякого человека, всех нас привел к Себе через святое Крещение, и всякий славит Его за это в силу своего характера, темперамента и той традиции, в которой он родился и был воспитан.
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. Об эпохе служения Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского
Сегодня 17 декабря. День памяти Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, отошедшего ко Господу в тысяча пятьсот пятом году.
Об исторической эпохе его служения — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема











